Инструкция для студентов по работе с курсом в среде электронного обучения 3KL
В статье описаны основы работы пользователей (слушателей курсов) с СДО Moodle и учебными курсами на примерах демонстрационных серверов компании «Открытые технологии» и СЭО 3KL Русский Moodle.
1. Регистрация и авторизация на сайте
2. Личный кабинет
3. Как записаться на курс
4. Работа с курсом и его структура
4.1. Основные элементы курса
Страница
Книга
Лекция
Файл
Папка
Глоссарий
Форум
Гиперссылка
4.2. Элементы контроля знаний
Задание
Тест
5. Управление уведомлениями
6. Получение сертификата о прохождении курса
1. Регистрация и авторизация на сайте
Для получения доступа к СДО Moodle пользователь должен зарегистрироваться в системе. Сделать это можно двумя способами:
- Саморегистрация. Создается новая учетная запись, после чего на указанный адрес электронной почты приходит письмо со ссылкой для подтверждения регистрации.
- Принудительная регистрация. Аккаунт для пользователя создает сотрудник учебного заведения или организации, обладающий в системе Moodle правами администратора. В этом случае пароль и логин для входа пользователь может получить разными способами на усмотрение администрации (через СМС-уведомление, на электронную почту, на печатном носителе и т. д.).
Для авторизации в системе дистанционного обучения необходимо нажать кнопку «Вход» в правом верхнем углу и в соответствующих полях открывшегося окна авторизации ввести логин и пароль (Рис. 1.1).
Авторизовавшись в системе, пользователь увидит в правой верхней части страницы свои имя и фамилию, место для размещения фотографии, пиктограммы портфолио достижений, поиска, витрины курсов и окно оповещения о личных сообщениях и уведомлениях (Рис. 1.2).
2. Личный кабинет
Для начала работы необходимо перейти в Личный кабинет, нажав на имя или фотографию пользователя, и в развернувшемся меню нажать ссылку «Личный кабинет». В этом же меню можно увидеть прямые ссылки для перехода в свой профиль (его могут просматривать и другие пользователи), журнал оценок и на страницу личных сообщений, а также перейти в режим настроек (Рис. 2.1).
В Личном кабинете можно отредактировать данные своего профиля (загрузить фотографию, написать о своих интересах и увлечениях, указать свой номер телефона, дату рождения и т. д.).
Ниже основного блока с персональной информацией находится блок «История обучения»: он включает список курсов, которые слушатель будет проходить в соответствии с учебным планом и к которым он имеет доступ.
На странице Личного кабинета могут отображаться дополнительные блоки, такие как «Календарь предстоящих событий», «Опыт!», «Пользователи на сайте» и другие (Рис. 2.2).
Изменить данные своего профиля можно на странице редактирования (кнопка «Редактировать данные») (Рис. 2.3).
3. Как записаться на курс
В системе предусмотрены разные способы записи на курсы. Пользователь может найти интересующий его курс в каталоге, через строку поиска или перейти на страницу конкретного курса по прямой ссылке (например, из электронного сообщения или рекламы).
Перейти к выбору подходящего учебного курса можно через иконку «Витрина курсов», которая находится в правой верхней части главной страницы сайта (см. Рис.3.1). При нажатии на иконку откроется страница, через которую найти доступные курсы можно будет по их названию или выбрать в разделе «Категории».
Используя опцию «Расширенный поиск», можно искать курсы, применяя различные фильтры (их наличие, виды и количество определяются настройками конкретного курса). На скриншоте ниже приводится пример, когда пользователь может отфильтровать доступные для записи курсы по дате начала и по стоимости. Здесь же можно просмотреть списки курсов, отсортированные по категориям (Рис. 3.2).
Для выбора подходящей категории или нужного курса пользователь может использовать фильтры для сортировки учебных материалов по следующим параметрам:
-
название курса;
-
сезон;
-
календарный период обучения;
-
стоимость;
-
уровень образования и другие параметры.
После нахождения нужного курса через «афишу» можно попасть на страницу его описания, нажав кнопку «Подробнее» (Рис. 3.3):
На открывшейся странице кроме краткого описания указывается дополнительная информация:
- краткое описание курса;
- возможные способы записи;
- дополнительные требования и условия.
Страница описания курса для авторизованного пользователя
Помимо дополнительной информации при нажатии кнопки «Подробнее» будут отображены способы записи на курс, доступные авторизованным пользователям:
Распространенные способы записи на курс (см. Рис. 3.4):
-
Гостевой доступ (см. поз. 1 Рис. 3.4) – учащийся может просмотреть содержимое курса, не подписываясь на него. Для этого требуется нажать на кнопку «Войти гостем в курс».
-
Свободная самостоятельная запись (см. поз. 2 Рис. 3.4) – учащийся может самостоятельно оформить подписку, нажав на кнопку «Записаться на курс».
-
Заказать курс (см. поз. 3 Рис. 3.4) – пользователю необходимо заполнить форму, которая отправляется преподавателю или менеджеру. После этого преподаватель/менеджер сам выбирает дальнейшие действия (выслать счет на оплату, подписать на курс вручную и т. д.).
-
Скидочные купоны (см. поз. 4 Рис. 3.4) – требуется ввести код одноразового купона, после чего активируется подписка на курс.
-
Платная самозапись (см. поз. 5 Рис. 3.4) – учащемуся требуется оплатить курс через форму на специальной странице, после чего будет открыт доступ к обучающим материалам.
Страница описания курса для неавторизованного пользователя
Для неавторизованного пользователя страница описания курса будет выглядеть так (Рис. 3.5):
Варианты дальнейших действий:
- «Авторизоваться» (для зарегистрированных в системе пользователей, у которых уже есть логин и пароль);
- «Зарегистрироваться» (пройти процедуру регистрации, описанную в начале статьи);
- «Заказать курс».
Для выбора опции «Заказать курс» пользователь должен быть уже зарегистрирован. Если он уже имеет действующий аккаунт – ему необходимо авторизоваться, после чего станет доступна форма заявки для оформления заказа курса (Рис. 3.6):
В случае использования СДО компанией для внутренних целей сотруднику может быть выдан доступ к корпоративной системе обучения с условием самостоятельной регистрации и самозаписи на нужные курсы. Также пользователь может быть зарегистрирован в системе администратором и автоматически подписан на нужные курсы вручную.
4. Работа с курсом и его структура
Курс состоит из тематических секций, которые содержат учебный материал. Он может быть представлен различными элементами и ресурсами, среди которых:
- страницы;
- лекции;
- файлы для скачивания;
- словари терминов;
- форумы;
- контрольные задания и тесты и т. д.
В начальной (нулевой) секции (поз. 1 Рис. 4.1) находится общая информация по всему курсу. Ниже располагаются секции с учебными материалами (поз. 2 Рис. 4.1). Каждая тематическая секция обычно содержит теоретический материал для изучения и элементы тестирования для контроля полученных знаний.
Все вопросы, возникающие в ходе изучения материалов, можно задать через блок «Спросить преподавателя» (поз. 1. Рис. 4.3). В системе возможен обмен личными сообщениями и между пользователями. Для этого необходимо перейти в соответствующее меню, нажав кнопку «Сообщения» в правой верхней части страницы (поз. 2. Рис. 4.3). Здесь можно написать новые и просмотреть полученные сообщения.
4.1.Основные элементы курса
Тематические секции содержат учебные материалы, представленные в виде различных элементов и ресурсов. Они отличаются по содержанию и функциям. Ниже перечислены наиболее распространенные элементы и ресурсы. В одних курсах часть из них может отсутствовать, в то время как в других могут использоваться модули, нерассмотренные в этой статье (подробнее узнать обо всех элементах и ресурсах, использующиеся в СДО Moodle, можно здесь).
Страницы могут содержать текст, изображения, таблицы, встроенные аудио- и видеоматериалы, веб-ссылки на внешние ресурсы и другой контент для изучения.
Многостраничный ресурс с главами, подглавами и иллюстрациями. «Книга» может быть разбита на разделы и подразделы для упорядочивания и структурирования информации, которой в этом элементе значительно больше, чем в «Странице».
Состоит из нескольких веб-страниц с промежуточным контролем усвоения материала. Переход на следующую страницу лекции может быть осуществлен после успешного прохождения теста по материалам предыдущей страницы. Лекция может иметь разветвленную структуру и предусматривать различные варианты перехода в зависимости от результатов ответа на контрольный вопрос.
С помощью этого элемента преподаватели могут загружать в курс файлы разных форматов (видео, аудио, PDF и другие). Такая функция полезна в случаях, когда студенту для полноценного изучения материала недостаточно одного текста и могут потребоваться наглядные примеры в виде видеороликов, фотографий или дополнительных документов. Если формат файла не позволяет отобразить его содержимое, система предложит скачать файл (открыть его студент может на своем компьютере или мобильном устройстве, используя специальные программы и приложения).
Этот ресурс предназначается для размещения большого количества файлов различного типа. Использование такого элемента позволяет обучающимся скачать все содержимое в виде zip-архива.
Элемент представляет собой словарь специальных терминов, использующихся в курсе. Из глоссария студенты могут узнать значение непонятных слов, встречающихся в учебных материалах.
Форум может использоваться для асинхронного общения студентов и преподавателей, а также служить инструментом оценивания в курсе.
Это ссылка на внешнюю веб-страницу, которая может быть связана с любым ресурсом, находящимся в свободном доступе в интернете. С помощью такого ресурса студенты могут переходить к внешним источникам информации, не включенным в состав курса.
4.2. Элементы контроля знаний
Эти элементы оценивания служат для проверки знаний пользователей. Преподаватели, используя такие модули, могут не только выставлять оценки, но и давать комментарии к ответам студентов. Результаты прохождения тестов и заданий заносятся в журнал оценок.
Это элемент курса, предназначенный для проверки знаний учащихся. Ответ на задание может быть представлен в виде простого текста, который вводится в соответствующее поле, либо в виде файла. В зависимости от вопросов задания и его требований это может быть файл любого подходящего формата – от текстового документа до скриншота экрана или аудиофайла (Рис. 4.2.1, Рис. 4.2.2).
Ответ может быть отредактирован, если пользователь уже отвечал на это задание. В этом случае кнопка «Добавить ответ» превратится в кнопку «Редактировать ответ».
Вернувшись на страницу контрольного задания после его завершения можно увидеть состояние своего ответа и отзыв преподавателя с комментариями (Рис. 4.2.3).
Тест – это инструмент автоматического контроля знаний. Как правило, прохождение теста ограничено по времени и количеству попыток. В системе Moodle предусмотрено 23 типа вопросов, использующихся при составлении тестов, но в основном используются лишь несколько из них:
- «Множественный выбор»;
- «Верно/неверно»;
- «На соответствие»;
- «Короткий ответ» и некоторые другие.
Ответ на вопрос может оцениваться в зависимости от сложности вопроса разным количеством баллов. Попытки могут быть ограниченными или неограниченными. Для перехода к тесту необходимо перейти на его начальную страницу и нажать кнопку «Начать тестирование» (Рис. 4.2.4).
Перед пользователем откроется страница с вопросами. Вопросы теста могут располагаться на одной странице (Рис. 4.2.5) или на нескольких (по одному на странице) (Рис. 4.2.6):
Во втором случае для перехода к каждому последующему вопросу или блоку вопросов пользователь должен нажимать кнопку «Следующая страница».
После того как даны ответы на все вопросы теста, необходимо нажать кнопку «Закончить попытку». Откроется окно подтверждения отправки результатов (для этого нужно нажать кнопку «Отправить все и завершить тест») (Рис. 4.2.7).
После отправки ответов откроется окно с результатами прохождения теста. Здесь можно увидеть подробную информацию о времени, затраченном на прохождение теста, а если тест уже проверен – студент увидит количество полученных баллов, оценку и отзыв преподавателя.
В правой верхней части экрана имеется информационный блок, который поможет осуществлять навигацию по тесту. В этом блоке видно, какие из ответов учащегося являются правильными (выделяются зеленым цветом), неправильными (красный цвет) и частично верными (помечены желтым) (Рис. 4.2.8).