Доступная среда СЭО 3KL

Полина Андреева
23.09.2024
Статья посвящена обзорному анализу СЭО 3KL как инструменту обучения, доступному для пользователей с ограниченными возможностями.

1. Общая информация

Современная среда электронного обучения, как и другие образовательные средства, должна быть адаптирована под потребности учащихся с ограниченными возможностями. Такие требования определяются государственными стандартами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598).  Выдержка:«Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования».
  • ГОСТ Р 52872-2019 «Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». Данный стандарт был разработан на основе документа Web Content Accessibility Guidelines (далее - Руководство по обеспечению доступности веб-контента, WCAG), требованиям которого отвечает community версия Moodle (с отчетом о соответствии можно ознакомиться по ссылке).

СЭО 3KL, как среда дистанционного обучения, базирующаяся на ядре Moodle, отвечает требованиям WCAG и ГОСТ Р 52872-2019 . Помимо этого, в СЭО 3KL интегрированы дополнительные инструменты, позволяющие еще больше облегчить процесс обучения для пользователей с ограниченными возможностями.

-Вернуться к содержанию-

2. Возможности СЭО 3KL как доступной среды

Требование государственного стандарта
Функционал и инструменты СЭО 3KL Примеры интерфейсов системы
Необходимо предоставить текстовую версию любого нетекстового контента так, чтобы ее можно было преобразовать в другие формы, необходимые пользователям, например увеличенный шрифт, шрифт Брайля, речь, специальные знаки или упрощенный язык. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Есть возможность добавить описания к изображениям для распознавания программой для чтения с экрана, есть возможность увеличивать шрифт сразу во всей системе с помощью панели инструментов для слабовидящих.
Необходимо предоставить альтернативную версию медиаконтента, ограниченного по времени. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Встраиваемые видеопроигрыватели могут поддерживать функцию субтитров, или субтитры могут быть уже встроены в видео. К элементам видео и аудио можно приложить текст — инструменты текстового редактора Atto позволяют размещать вместе с видео- и аудиоматериалами их текстовую расшифровку.
Необходимо создавать контент, который можно представить различными способами без потери информации или структуры. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Внутри курсов и категорий курсов можно создавать иерархическую систему подачи материала, для разделения материалов курса можно разбить материал на секции и отдельные элементы курса.
Необходимо максимально упростить пользователям возможность просматривать и прослушивать контент, в том числе отделяя первостепенную информацию от фоновой. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Есть возможность различного форматирования текста средствами редактора Atto — можно настроить различные шрифты, их начертания, оформление маркированных списков, оформление заголовков и абзацев, интервалы абзацев.
Вся функциональность должна быть доступна с клавиатуры. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) В системе нет обязательных интерфейсов с ограничением времени нажатия, навигацию можно осуществлять с помощью клавиатуры. -
Необходимо предоставлять пользователям достаточно времени для восприятия и использования контента. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Все доступные в системе функции по ограничению времени просмотра контента по умолчанию отключены и могут регулироваться администратором. -
Необходимо избегать создания контента, который может вызвать приступы или иные негативные физиологические реакции. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) В системе по умолчанию отсутствуют элементы со вспышками и анимацией. -
Необходимо предоставлять пользователям помощь в навигации, поиске элементов контента и определении их положения в области просмотра. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) В системе реализована концепция трехуровневой навигации, которая позволяет пользователю удобно перемещаться по страницам системы. На странице курса можно использовать оглавление для навигации по секциям курса. Для каждой страницы существует возможность добавить заголовок. Существующие ссылки оформлены таким образом, что из их текста понятно, на какую страницу они ведут.
Необходимо облегчить пользователям операционную функциональность за счет использования различных способов ввода информации помимо клавиатуры.(ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) По умолчанию взаимодействие со всеми интерфейсами системы доступно с помощью одного указателя, без использования жестов.  -
Необходимо делать текст читаемым и понятным. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Панель инструментов для слабовидящих позволяет установить комфортные для пользователя размер шрифта, контрастность и цветовое оформление всех текстовых материалов в СЭО 3КL.
Необходимо делать так, чтобы контент отображался и функционировал предсказуемым образом. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) В системе по умолчанию отсутствует непредсказуемое поведение при наведении указателя, вводе и навигации. -
Необходимо помогать пользователям избегать ошибок, своевременно исправлять их или способствовать их самостоятельному исправлению пользователем. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Ошибки, возникающие в системы, отслеживаются и выводятся пользователю при помощи отладчика и внутренней системы нотификации. Для предотвращения и устранения ошибок выводятся пояснительные сообщения.
Необходимо обеспечить максимальную совместимость с существующими и разрабатываемыми пользовательскими приложениями, включая вспомогательные технологии. (ГОСТ Р 52872-2019, уровень А) Контент удовлетворяет всем формальным требованиям, определенным для него в спецификациях используемых технологий, для всех компонентов пользовательского интерфейса их название и роль  программно определены, статусные сообщения программно определены.  -

-Вернуться к содержанию-

3. Инструменты доступной среды СЭО 3KL

3.1. Панель инструментов для слабовидящих

Панель инструментов для слабовидящих доступна в СЭО 3KL, начиная с версии 4.1.6a.

Панель инструментов для слабовидящих (далее – Панель) позволяет пользователям (в том числе и неавторизованным) изменять цветовую схему и настройки шрифтов (размер, интервалы, начертание), а также отключать изображения на сайте или перекрашивать их в черно-белую гамму. Панель легко найти в панели навигации пользователя в верхней части страницы системы, нажав на пиктограмму человека (Рис. 3.1.1), после чего Панель удобно раскрывается в верхней части экрана (Рис. 3.1.2).

Рис. 3.1.1. Кнопка включения Панели инструментов для слабовидящих.

Рис. 3.1.2. Панель инструментов для слабовидящих в верхней части экрана.

В Панели также доступен синтез речи, озвучивающий выполняемые в ней действия, что облегчает поиск нужных настроек для пользователей с ограниченными возможностями.

Подробнее о Панели – в статье «Панель инструментов для слабовидящих».

-Вернуться к содержанию-

3.2. Тема оформления «СЭО 3KL» и Витрина курсов

Тема оформления «СЭО 3KL» позволяет оформить среду в дизайне, который будет удобен для пользователей с ограниченными возможностями (Рис. 3.3.1). Поддерживается неограниченное число профилей темы оформления «СЭО 3KL», каждый из которых можно подстроить под нужды конкретного пользователя или выборки пользователей. Привязка профилей темы оформления к различным страницам системы также облегчит кастомизацию внешнего вида под нужды различных пользователей.

Рис. 3.2.1. Контрастное оформление внешнего вида системы.

Витрина курсов позволяет наглядно оформить список курсов и категорий курсов, в том числе в виде крупных плиток, которые хорошо видны всем пользователям (Рис. 3.3.2).

Рис. 3.2.2. Красочное оформление витрины курсов.
Подробнее – в статье «Настройки темы оформления «СЭО 3KL».

-Вернуться к содержанию-

Рейтинг ответа: 0 (0 оценок)

Комментарии запрещены