Отслеживание времени непрерывного обучения в курсе
1. Общая информация
1.1. Возможности
1.1.1. Учет времени присутствия слушателя в курсе по действиям слушателя в системе
1.1.2. Учет времени присутствия студента в курсе с помощью Ajax-мониторинга
1.1.3. Контроль присутствия студента на странице курса
1.1.4. Использование таймера для демонстрации времени изучения курса
1.1.5. Отчет «Время, затраченное на изучение курса»
2. Интерфейс настроек «Отслеживание времени непрерывного обучения»
2.1. Режимы работы и их настройки
2.1.1. Режим «По действиям»
2.1.2. Режим «Ajax-мониторинг»
2.1.3. Режим «Подтверждение вручную»
2.2. Интерфейс таймера непрерывного обучения
3. Перерасчет времени непрерывного обучения в курсе
4. Примеры
4.1. Пример расчета времени непрерывного обучения
4.2. Пример настройки времени непрерывного обучения
4.3. Пример использования времени непрерывного обучения для ограничения доступа
4.4. Пример использования режима «Подтверждение вручную»
Если вы используете более раннюю версию системы — обратитесь с заявкой на проведение обновления в службу технической поддержки ООО «Открытые технологии».
1. Общая информация
При проведении образовательного процесса в рамках дистанционного обучения очень часто возникает потребность выделить из общего промежутка времени между авторизацией пользователя в системе и выхода из нее то время, которое было использовано обучающимся именно на работу с материалами курса: выполнение Заданий и Тестов; изучение Лекций, Книг, Страниц; участие в Семинарах, Форумах, Опросах и т. п.
Для решения этой задачи в СЭО 3КL предусмотрен инструмент «Отслеживание времени непрерывного обучения», реализованный как составная часть локального плагина «История обучения» и предназначенный для расчета времени непрерывного обучения — времени, которое было затрачено студентом непосредственно на работу с курсом.
Значение времени непрерывного обучения может быть использовано:
- Методистом. Для оценки эффективности прохождения курсов обучающимися и их заинтересованности в учебном процессе.
- Преподавателем. Для контроля над прохождением курса студентами; при формировании отчетов.
- Системой. При формировании условий доступа/запрета доступа к элементам курса, секциям курса и курсу; автоматической подписки / отписки; создании информационных сообщений и т. п.
- Слушателем. Как информация об общем или оставшемся времени на изучение курса.
Расчет времени непрерывного обучения в СЭО 3КL носит приблизительный характер.
Это связано с тем, что система «не видит», что конкретно делает пользователь в браузере на протяжении всего пользовательского сеанса, а получает и фиксирует в Журнале событий только время и факт совершения его отдельных действий (клики, загрузка / выгрузка файлов, пинги от системы мониторинга).
Дальнейший алгоритм расчета опирается именно на эти дискретные «точки активности» обучающегося.
Алгоритм расчета времени непрерывного обучения:
1) В процессе прохождения курса и в рамках пользовательского сеанса пользователь взаимодействует с элементами курса, выполняет в активной вкладке курса в браузере действия: перелистывает/обновляет страницы, кликает по ссылкам, проходит тесты, загружает файлы и т. д.
2) Действия пользователя логируются в Журнале событий на сервере СЭО 3КL (Рис.1.1), который можно просмотреть, перейдя: блок «Настройки»—>Управление курсом—>Отчеты—>Журнал событий.
3) Инструмент «Отслеживание времени непрерывного обучения» последовательно анализирует промежутки времени между ближайшими логами, сравнивая их с заданным в системе значением интервала непрерывности действия — максимально допустимым промежутком времени между двумя инициированными пользователем и зафиксированными в системе последовательными событиями, в течении которого пользователь может не совершать никаких действий.
Если промежуток не превышает интервал непрерывности действия — считается, что пользователь в это время работал с курсом и величина этого промежутка суммируется со временем непрерывного обучения, рассчитанным системой ранее.
Если величина промежутка больше интервала непрерывности действия — считается, что пользователь в это время с курсом не работал и его значение в подсчете времени непрерывного обучения не учитывается.
Вычисление (перерасчет) времени непрерывного обучения выполняется системой как регулярная задача cron, в соответствии с ее настройками в планировщике задач (Администрирование—>Сервер—>Задачи—>Планировщик задач—>Обновление значения непрерывного времени обучения в курсе) и актуальной очередью задач.
Рекомендуем включать инструмент «Отслеживание времени непрерывного обучения» только для тех курсов, где это действительно необходимо.
1.1. Возможности
1.1.1. Учет времени присутствия слушателя в курсе по действиям слушателя в системе
Время изучения пользователем курса можно учитывать непосредственно по его действиям в системе. Для этого рекомендуется использовать режим отслеживания времени непрерывного обучения «По действиям».
Поскольку СЭО 3KL является веб-приложением, то на сервере фиксируются только отдельные действия пользователей (клики на странице). Поэтому такое понятие как «время работы пользователя в системе» не применимо к базовому функционалу.
В данном режиме отслеживания будут учитываться только промежутки времени, когда время между отдельными действиями пользователя в системе было меньше, чем время установленное в настройках режима отслеживания. Например, на Рис. 1.1.1.а. показано, как будет учитываться время нахождения пользователя в курсе, если установленное настройкой время между отдельными действиями пользователя должно быть меньше 10 минут.
1.1.2. Учет времени присутствия слушателя в курсе с помощью Ajax-мониторинга
Режим отслеживания времени обучения на курсе «Ajax-мониторинг» удобно использовать, если в курсе есть материалы, на изучение которых слушателю требуется затратить большое количество времени.
Например, в курсе есть элемент «Страница» с большим количеством текста, на прочтение которого требуется примерно 30-40 минут. При выборе режима «По действиям», время, проведенное слушателем у монитора без активных действий, системой не учитывается, а активных действий при прочтении текста и не подразумевается. Режим «Ajax-мониторинг» (Рис. 1.1.2.а) позволяет наиболее точно учитывать время, проведенное слушателем в курсе, однако этот режим сильнее нагружает систему.
1.1.3. Контроль присутствия слушателя на странице курса
Режим отслеживания времени непрерывного обучения «Подтверждение вручную» позволяет осуществлять строгий контроль присутствия слушателя на странице с изучаемым контентом.
При этом слушателю будет необходимо подтверждать свое присутствие у компьютера во всплывающем окне (Рис. 1.1.3.а).
Такой режим позволяет наиболее точно отследить присутствие слушателя в курсе, так как, если слушатель отлучится от компьютера и пропустит подтверждение присутствия на странице, учет времени изучения курса будет приостановлен (Рис. 1.1.3.б).
1.1.4. Использование таймера для демонстрации времени изучения курса
Для того, чтобы слушатель мог самостоятельно отслеживать время своего обучения в курсе можно включить отображение таймера, который будет показывать слушателю, сколько времени до конца обучения на курсе у него осталось (Рис. 1.1.4.а).
Либо можно включить отображение таймера, который будет показывать слушателю, сколько времени он уже провел за изучением курса (Рис. 1.1.4.б).
1.1.5. Отчет «Время, затраченное на изучение курса»
Данные, полученные при помощи инструментов отслеживания времени непрерывного обучения, на курсе можно вывести с помощью соответствующего отчета для дальнейшего контроля и архивации (Рис. 1.1.5.а).
2. Интерфейс настроек «Отслеживание времени непрерывного обучения»
Для включения/выключения и настройки инструмента необходимо перейти по следующему пути: Управление курсом—>Отслеживание времени непрерывного обучения (Рис. 2.1).
На открывшейся странице «Отслеживание времени непрерывного обучения» (Рис. 2.2) доступны следующие возможности и настройки для всех режимов учета времени:
1) Включить отслеживание (см. поз. 1 Рис. 2.2).
- Да. Расчет времени непрерывного обучения для данного курса выполняется.
- Нет. Расчет времени непрерывного обучения для данного курса выключен.
2) Режим работы (см. поз. 2 Рис. 2.2). Определяет каким образом будет выполняться учет времени непрерывного обучения. Доступны следующие режимы:
3) Время на изучение курса (см. поз. 3 Рис. 2.2).
Если в данном поле указано конкретное время, которое должно быть затрачено на изучение курса, в интерфейсе таймера будет отображаться оставшееся время (обратный отсчет).
При «Время на изучение курса = 0» таймер будет отображать общее время, потраченное студентом на изучение курса.
4) Включить отображение таймера в курсе (см. поз. 4 Рис. 2.2).
Установка/снятие маркера в чекбоксе активирует/отключает отображение интерфейса таймера в курсе.
5) Частота запросов к серверу на обновление таймера (см. поз. 5 Рис. 2.2).
Задает периодичность запросов к серверу на получение актуальных данных для отображения таймером.
Рекомендуем выбирать значение не меньше, чем период запуска cron в вашей системе. Для типовых настроек СЭО 3КL — 15 минут.
Это связано с особенностями обработки очереди регулярных задач и конкретными настройками cron в системе: пересчет времени непрерывного обучения, как регулярная задача в очереди, будет произведен лишь после очередного запуска cron, в процессе обработки находящихся в очереди задач. Время выполнения этой задачи в разных системах также может быть различно и будет зависеть от количества пользователей, для которых необходимо выполнить пересчет и их активности в курсах.
В связи с вышеизложенным, выбор значения «Частота обновления таймера» меньше, чем период запуска cron бессмысленен: показания таймера от этого чаще обновляться не будут.
6) Зона для отображения таймера (см. поз. 6 Рис. 2.2).
Настройка позволяет определить зону для отображения блока (левую колонку или выдвижную панель) при использовании в курсах с трехколоночной темой оформления.
2.1. Режимы работы и их настройки
2.1.1. Режим «По действиям»
В этом режиме анализ и расчет времени непрерывного обучения производится строго по логам пользователя; значение интервала непрерывности действия задается в настройке п. 3.
Такой режим работы (метод расчета) рекомендуется:
- для «динамично» используемых курсов, когда эффективность процесса обучения косвенно можно оценить по количеству действий пользователя с элементами курса: прохождение Теста, участие в Семинаре, работа с мультимедийным контентом и т. п.;
- когда точный подсчет времени непрерывного обучения не важен, но данные о времени, проведенном в курсе, необходимы для выполнения каких-либо условий: открытие доступа к закрытым до определенного момента элементам курса; итоговой аттестации и т.п.;
- для высоконагруженных, активно используемых систем, так как нагрузка в этом режиме меньше.
Настройки режима «По действиям» (Рис. 2.1.1.а).
- Максимальный засчитываемый период (пауза) между действиями пользователя (см. поз. 1 Рис. 2.1.1.а). Позволяет определить максимально допустимое значение паузы между действиями пользователя (период «неактивности»): если промежуток времени между ближайшими логами меньше установленного значения — интервал будет считаться непрерывным, если промежуток больше, то интервал не будет засчитан.
2.1.2. Режим «Ajax-мониторинг»
В этом режиме дополнительно производится отслеживание вкладки курса в браузере пользователя и, в случае ее активности, система автоматически генерирует в журнал событий дополнительные «искусственные» логи с заданным в настройках интервалом (Рис. 2.1.2.а).
Режим рекомендуется к использованию, когда необходим учет времени работы пользователя с «объемными» элементами курса, требующими продолжительного изучения: Страница или Книга с большим количеством текста; насыщенная новым материалом Лекция и т.п.
Настройки режима «Ajax-мониторинг» (Рис. 2.1.2.б).
- Задержка между проверками в режиме «Ajax-мониторинг» (см. поз. 1 Рис. 2.1.2.б).Позволяет настроить период проверки активности вкладки курса в браузере пользователя (как часто будут генерироваться дополнительные логи, если вкладка курса активна).
Чем меньше значение настройки, тем точнее дискретная выборка интервалов, на основании которой рассчитывается время непрерывного обучения, будет совпадать с реальным временем, затраченным пользователем непосредственно на изучение курса.
Рекомендуем выбирать значение в диапазоне от 2 до 10 минут.
Задержка менее 2 минут приведет к генерации в журнал событий излишне большого количества логов и чрезмерной нагрузке на систему. Кроме того, такая точность, как правило, избыточна. При значении задержки свыше 10 минут повышается вероятность «захватить» в расчет период времени, когда пользователь «уходил» с вкладки курса.
- Максимальный засчитываемый период (пауза) между действиями пользователя (см. поз. 2 Рис. 2.1.2.б). Настройка идентична такой же настройке для режима «По действиям».
Рекомендуем выставлять значение этой настройки на 10-20 секунд больше, чем значение параметра «Задержка между проверками в режиме «Ajax-мониторинг».
Выбор значения меньше, чем параметр «Задержка между проверками в режиме «Ajax-мониторинг» запрещен условиями настройки.
Значение меньше 10 секунд реализует расчет с избыточной точностью вычислений и повышает нагрузку на систему. При излишне большом значении — снижается точность подсчета времени непрерывного обучения и возникает риск включения в расчет периода бездействия пользователя.
2.1.3. Режим «Подтверждение вручную»
В этом режиме пользователю требуется вручную подтверждать свое присутствие в курсе во всплывающем окне. В случае, если пользователь пропустил подтверждение своего присутствия, учет времени изучения курса приостанавливается.
Режим рекомендуется использовать, в том случае, если необходимо строго контролировать, смотрит ли пользователь на экран во время изучения курса. Однако для пользователей этот режим не так удобен, как другие, так как требует дополнительных действий.
Настройки режима «Подтверждение вручную» (Рис. 2.1.3.а).
- Максимально допустимый интервал между подтверждениями присутствия (см. поз. 1 Рис. 2.1.3.а). Позволяет определить максимальное допустимое время между отметками о присутствии. С частотой, указанной в данном интервале, будет появляться окно подтверждения присутствия. Пользователь должен будет нажать на кнопку «Продолжить обучение», чтобы был засчитан интервал его присутствия в курсе (время с предыдущей отметки о присутствии или с открытия страницы курса).
- Длительность времени, доступного для подтверждения присутствия (см. поз. 2 Рис. 2.1.3.а). Позволяет настроить время, в течение которого пользователю будет доступно окно подтверждения присутствия. Если пользователь не успеет нажать на кнопку подтверждения присутствия, учет времени будет приостановлен и пользователю будет показано окно с информацией об этом (Рис. 2.1.3.б). Нажав на кнопку «Вернуться к обучению», пользователь сможет заново запустить учет времени изучения курса.
- Запрашивать подтверждение только при бездействии (см. поз. 3 Рис. 2.1.3.а). При включении опции модальное окно подтверждения присутствия не будет отображаться пользователю в то время, пока тот активно взаимодействует с системой (открывает страницы элементов курса или выполняет какие-то действия на странице).
2.2. Интерфейс таймера непрерывного обучения
Включенный в настройках таймер (Рис. 2.2.1) размещается на страницах курса в виде блока и отображает следующую информацию:
1) Время непрерывного обучения (см. поз. 1 Рис. 2.2.1). В зависимости от настройки «Время на изучение курса», это будет время, оставшееся до конца изучения курса, или общее время обучения в курсе (Рис. 2.2.2).
2) Время последнего обновления таймера (см. поз. 2 Рис. 2.2.1). Эта информация позволяет пользователю оценить актуальность отображаемого значения времени таймера.
В режиме «Ajax-мониторинг» для таймера дополнительно доступна цветовая индикация и сообщение о статусе учета времени:
- идет учет времени (Рис. 2.2.3);
- учет времени приостановлен (Рис. 2.2.4).
3. Перерасчет времени непрерывного обучения в курсетребуются права Администратора
Важно! Неосторожные действия полного администратора могут повредить систему и контент таким образом, что исправление последствий вмешательства выйдет за рамки гарантийной технической поддержки. В случае внесения правок в глобальные настройки рекомендуем вам убедиться в том, что вы полностью понимаете, за что отвечают данные настройки. Если у вас возникают сомнения в назначении глобальных настроек, обратитесь за помощью в техническую поддержку.
Подробная информация в статье «Полный административный доступ»
В случае необходимости у Администратора есть возможность сбросить ранее сохраненные подсчеты и перезапустить расчет времени непрерывного обучения во всех курсах системы заново.
Рекомендуем запускать пересчет в следующих ситуациях.
- В предыдущих версиях системы имелась ошибка, в результате которой неверно считалось время. В этом случае можно просто запустить пересчет без изменения параметров.
- Были заданы ошибочные настройки, что приводило к неправильному вычислению максимальных интервалов непрерывности сессии пользователя. В этом случае необходимо выставить корректные настройки, а затем запустить пересчет.
Добавление в планировщик такой задачи cron доступно в графическом интерфейсе системы на странице «Обновление времени непрерывного обучения» (Рис. 3.1) (Администрирование—>Плагины—>Инструменты администрирования—>Обновление времени непрерывного обучения в курсе) или через консоль /local/learninghistory/activetime_refresh.php.
Пересчет времени непрерывного обучения произойдет после выполнения этой разовой задачи в соответствии с загруженностью cron и настройками обработки задач (Администрирование—>Сервер—>Задачи—>Обработка задач).
4. Примеры
4.1. Пример расчета времени непрерывного обучения
Рассчитаем продолжительность времени непрерывного обучения студента Айзека Азимова 22.09.2023 г. в период с 18:16 до 18:36 для курса «Космонавтика» (Рис. 4.1.1) в режиме работы «По действиям».
Решение:
Системой в указанном диапазоне времени (за 22 минуты) в Журнале событий было зафиксировано 6 событий (действий пользователя), которые, в свою очередь, формируют 5 временных интервалов:
Последовательно сравниваем длительность каждого интервала со величиной интервала непрерывности действия (=10 минут для режима «По действиям»).
Промежуток 3-4 не удовлетворяет условию «непрерывности».
Суммируем длительность всех остальных интервалов (1+1+1+5=8 минут).
Таким образом, согласно заданным условиям, из 22 минут, которые Айзек Азимов провел в курсе, его время непрерывного обучения составило 8 минут.
4.2. Пример настройки отслеживания времени непрерывного обучения
Рассмотрим установленные параметры настроек инструмента «Отслеживание времени непрерывного обучения» для курса «Космонавтика» (Рис. 4.2.1).
Время изучения курса «Космонавтика» будет ограничено 3 часами. Таймер (Рис. 4.2.2) будет отображаться на страницах курса в правой колонке и показывать время, оставшееся до конца изучения курса, с периодом обновления информации примерно раз в 15 минут.
Аjax-мониторинг включен и проверяет активность вкладки курса в браузере пользователя каждые 3 минуты.
Значение максимального засчитываемого периода между действиями пользователя, равное 190 секундам, будет обеспечивать непрерывность сессии при изучении Студентом объемного элемента курса Страница.
4.3. Пример использования времени непрерывного обучения для ограничения доступа
Необходимо, чтобы доступ к Итоговому тестированию открывался после того, как слушатель провел 24 часа за изучением курса.
Для этого в режиме «Редактирование курса», в настройках элемента нужно перейти в раздел «Ограничение доступа» и выбрать тип ограничения «Время изучения курса» (Рис. 4.3.1).
В открывшемся окне (Рис. 4.3.2) определить соответствующие условия ограничения и установить значение времени 24 часа.
В итоге, доступ слушателю к элементу Итогового тестирования будет открываться после истечении 24 часов изучения курса.
4.4. Пример использования режима «Подтверждение вручную»
В курсе настроен режим «Подтверждение вручную» со следующими настройками (Рис. 4.4.1):
При данных настройках слушателю будет необходимо подтверждать свое присутствие в курсе каждые 10 минут, иначе интервал обучения на курсе ему не будет засчитан.
Спустя 10 минут нахождения на странице курса слушателю вышло всплывающее окно для подтверждения его присутствия у компьютера (Рис. 4.4.2). Слушатель нажал на кнопку «Продолжить обучение» и продолжил работу с курсом. При этом система засчитала слушателю 10 минут работы с курсом.
Ещё через 10 минут работы с курсом слушателю снова вышло окно для подтверждения присутствия, но в этот раз слушатель не успел подтвердить свое присутствие у компьютера за 30 секунд, установленных настройкой. Поэтому появилось новое всплывающее окно (Рис. 4.4.3). Ещё через 30 секунд студент нажал на кнопку «Вернуться к обучению» и продолжил изучение материалов курса. При этом последние 11 минут нахождения слушателя в курсе не были засчитаны ему в качестве времени непрерывного обучения на курсе.
Таким образом, слушатель провел в курсе всего 21 минуту, но только 10 из них будет засчитано как время непрерывного обучения.
Теги: Отслеживание выполнения