Логика курса 3KL, часть 1. Принцип работы, добавление и настройка элемента

Функционал, описанный в данной статье, в полном объеме доступен в СЭО 3КL, начиная с версии 4.1.9с.
Если вы используете более раннюю версию системы — обратитесь с заявкой на проведение обновления в службу технической поддержки ООО «Открытые технологии».

«Логика курса 3KL» (ЛК) — инструмент, позволяющий автоматизировать процессы отправки уведомлений, записи на курс, отписки от курса и внесения изменений в профиль подписчиков в зависимости от широкого ряда условий и настроек.

Грамотное применение Логики курса 3KL значительно снижает время, затрачиваемое учителями и тьюторами на контроль за прохождением курса студентами без потери качества обучения. Благодаря широкому спектру решаемых задач, ЛК становится важнейшим элементом управления курсами.

Данная инструкция описывает принцип работы и настройки элемента курса ЛК, содержит ряд примеров его использования в СЭО.

Общее содержание

1. Принцип работы «Логики курса 3KL»

Для описания принципа работы элемента курса «Логика курса 3KL» (далее — ЛК, Логика курса 3KL) рассмотрим упрощенную блок-схему функционирования этого элемента.

Упрощенный алгоритм работы элемента Логика курса 3KL:

Рис. 1. Блок-схема функционирования ЛК.

Секция настроек «Ограничение доступа», задает условия доступности ЛК для пользователя. Доступность ЛК периодически проверяется стандартными методами ядра и учитывает изменение входящих данных.

Секция настроек «Оперативность проверки состояния» задает периодичность проверки состояния доступности ЛК и устанавливает соответствующее состояние активности модуля для подписанных на курс пользователей. Если в момент такой проверки зафиксировано изменение доступности ЛК, меняется и состояние активности для пользователя:

  • либо с неактивного на активный;
  • либо с активного на неактивный.

После этого происходит проверка прав текущего пользователя и, если они подходят, запускаются обработчики для этого пользователя.
В зависимости от изменения состояний ЛК, срабатывают обработчики одного из типов:

  • Для активной ЛК или
  • для неактивной ЛК

В финале цепочки последовательно выполняются действия, указанные в сработавших обработчиках (отправляются сообщения, происходит отписка от курса и др.).

Если при срабатывании Логики курса 3KL выполняются действия непосредственно на странице курса (например, слушателю становятся доступными ранее скрытые элементы курса), то обновление страницы произойдет автоматически (в версиях СЭО 3КL младше 4.1.9с страницу курса необходимо обновлять вручную).

Проверка прав пользователя выполняется в контексте элемента курса. Это позволяет более гибко управлять тем, в отношении каких пользователей будут срабатывать сценарии Логики курса 3KL.

-Вернуться к содержанию-

2. Добавление элемента ЛК в курс

Необходимые права:

Для выполнения большинства операций по данной инструкции уровень ваших прав должен быть не ничже чем «Редактирующий преподаватель». Пользователь с этой ролью не сможет:

  1. Настраивать запись в поля профиля (п. 5.2).
  2. Записывать на курсы, где он не является учителем (частично п. 5.3).

Права настроены таким образом для того, чтобы «Редактирующий преподаватель» не смог превышать свои полномочия с помощью модуля ЛК. Для выполнения операций по этим пунктам уровень ваших прав в системе должен быть «Диспетчер-Администратор».

«Логика курса 3KL» — это элемент курса. Добавляется в курс точно так же, как модули «Задание», «Тест» или «Лекция». Для добавления ЛК в курс нужно войти в режим «Редактирование» курса и нажать на иконку « + Добавить элемент или ресурс», выбрать элемент «Логика курса 3KL» и «Добавить» его на главную страницу курса (в нулевую секцию) и/или в выбранные темы (Рис. 2.1).

Рис 2.1. Добавление элемента «Логика курса 3KL» в курс».
Подробная инструкция «Как добавить элемент в курс»

После этого мы попадаем на страницу «Добавление: Логика курса 3KL» (Рис. 2.2).

Рис.2.2. «Добавление: Логика курса 3KL».

-Вернуться к содержанию-

3. Страница «Добавление: Логика курса 3KL»

Ниже последовательно и посекционно будут рассмотрены настройки элемента ЛК.

3.1. Секция «Отображение модуля»

«Название» — как будет называться этот элемент курса (см. Рис. 2.2).

«Скрывать элемент курса от учеников» — «Да / Нет». По умолчанию — «Да» — элемент ЛК скрыт от учеников. Сделано это для того, чтобы большое количество технических элементов в курсе не мешало ученикам. При необходимости, данный элемент может быть открыт для них. Для этого, в секции «отображение модуля», нужно из выпадающего списка выбрать «Нет» (не скрывать от студентов).
Если элемент отображается в курсе, студент может увидеть свое состояние ЛК. Преподаватели всегда видят текущий элемент с данными по всем студентам в курсе.

Начиная с версии  4.1.3a настройка «Скрывать на странице курса» из секции «Отображение модуля» убрана. Вместо нее используется настройка «Сделать доступным, но не отображать на странице курса» (системная настройка Moodle 4.1) для параметра «Доступность».

-Вернуться к содержанию-

3.2. Секция «Ограничение доступа»

Эта секция — самый главный блок настроек ЛК. Здесь задаются основные условия, влияющие на текущее состояние ЛК.

Рис. 3.2.1. Секция «Ограничение доступа»

В зависимости от доступности элемента по ограничениям доступа, ЛК устанавливает свое состояние для пользователей. ЛК может быть в одном из двух состояний: активном или неактивном. При доступности элемента состояние ЛК меняется на активное, а при недоступности элемента состояние ЛК меняется на неактивное.

«Защита от случайных срабатываний» — «Да / Нет». По умолчанию — «Да» — если вы не добавили ни одного ограничения доступа и не поменяли эту настройку, никаких действий элемент ЛК производить не будет. Логика курса 3KL не сработает, пока не будет добавлено хотя бы одно ограничение доступа.
Если все же необходимо, чтобы элемент ЛК производил какие-либо действия без ограничений доступа, эту настройку нужно поменять, выбрав «Нет».

Добавим «Ограничение доступа».

После нажатия на кнопку «Добавить ограничение», мы попадаем в меню, где можно выбрать необходимый тип ограничения, и, впоследствии, настроить его.

Подробнее про ограничение доступа и его виды можно почитать здесь: «Ограничения доступности, управление ограничениями».

Пример ограничения

В качестве примера добавим ограничение «Дата» и настроим его:
Студент «должен» соответствовать следующему условию (выставим некоторую будущую дату): Дата «от» «26» «Июня» «2024». (Рис. 3.2.2).

Рис. 3.2.2. Ограничение доступа. Ограничение по «Дата».
При данной настройке элемент будет недоступен для пользователя, статусы будут не активны, пока не выполнится заданное условие по дате – не наступит 26 июня 2024г. Если элемент ЛК не скрыт от учеников (см. поз. 2 Рис. 3.2.2), с помощью пиктограммы «глаза» (см. поз. 1 Рис. 3.2.2) можно задать два варианта отображения элемента ЛК в курсе:
1) Отображается серым, если пользователь не соответствует условию.
2) Полностью скрыто, если пользователь не соответствует условию.

-Вернуться к содержанию-

3.3. Секция «Оценивание»

Далее рассмотрим секцию настроек «Оценивание». Она содержит всего один параметр.

Рис. 3.3. Секция «Оценивание».

«Оценивание включено» (или выключено).
ЛК умеет выставлять оценку либо «0», либо «1» в зависимости от статуса. Если ЛК активна, оценка равна «1», а если неактивна, то — «0». Данную оценку можно использовать в расчётной формуле итоговой оценки за курс как коэффициент.

Пример:
Можно настроить, чтобы какая-то часть баллов добавлялась к нашей итоговой оценке при выполнении тех или иных действий. Например, если пользователь прошел тестирование, ему прибавляется дополнительный балл, а если не прошел – не прибавляется. Для этого мы в итоговой оценке выставляем умножение дополнительного балла в общей сумме на оценку Логики курса 3KL. А ЛК настраиваем так, что она становится активной при выполнении теста и, соответственно, неактивной при невыполнении. 
Старая формула: Итоговая оценка = балл А + балл Б +… + балл Д
Новая формула: Итоговая оценка = балл А + балл Б +… + балл Д + (балл Д) х (Оценка ЛК).
Где «балл Д» — дополнительный балл.

3.4. Секция «Общие настройки модуля»


Рис. 3.4. Секция «Общие настройки модуля».

Доступность элемента можно выбрать из следующих вариантов настроек:

  • отображать на странице курса — элемент курса «Логика курса 3KL» виден пользователям курса и отрабатывает, согласно настроенному алгоритму;
  • скрыть на странице курса — Логика курса 3KL не отображается для тех пользователей, которые не имеют права «Просматривать скрытые элементы курса»,  не рассылает уведомления и не фиксирует изменения состояний элемента для текущих и новых пользователей;
  • сделать доступным, но не отображать на странице курса — Логика курса 3KL не отображается в панели оглавления курса и контенте для слушателя, но отрабатывает, согласно настроенному алгоритму.
Обратите внимание: до версии 4.1.3a вместо настройки «Сделать доступным, но не отображать на странице курса» (системная настройка Moodle 4.1) для параметра «Доступность» использовалась настройка «Скрывать на странице курса».

-Вернуться к содержанию-

3.5. Секция «Выполнение элемента курса»

Рис. 3.5. Секция «Выполнение элемента курса».

«Отслеживание выполнения». Здесь можно задать критерии выполнения и отображения выполнения элемента курса. Вариантов три:

  • Студенты могут вручную отмечать элемент курса как выполненный.
  • Не отображать выполнение элемента курса.
  • Отображать элемент курса как пройденный, при выполнении условий.

Если параметр включен, то будет отслеживаться (вручную или автоматически) завершение элементов курса на основании определенных условий. Можно установить несколько условий, но в этом случае элемент будет считаться завершенным лишь при выполнении ВСЕХ условий. Отметка рядом с названием элемента на странице курса показывает, что элемент завершен.

Если у вас недоступна секция настроек «Отслеживание выполнения», необходимо включить отслеживание выполнения. О том, как это сделать, можно прочитать в инструкции «Отслеживание выполнения».

Если настройки доступны, можно задать критерии выполнения элемента. Если необходимо настроить выполнение логики курса при смене состояния, выберите «Отображать элемент курса как пройденный, при выполнении условий» (как правило, используются именно такие настройки). Далее отметьте, при переходе в какое состояние должна выполняться логика курса (активное или неактивное).

«Требуется оценка»

  • Студент должен получить оценку для выполнения этого элемента. При отметке этого варианта элемент считается выполненным, когда студент получает оценку.
  • Для выполнения этого элемента студент должен получить проходной балл.  При включенном параметре элемент считается выполненным, если студент получит проходной балл.

«Элемент курса переходит в состояние» — «Активен / Не активен». Включить условие.
При переходе в какое состояние должна выполняться логика курса (активное или не активное).

«Планируется выполнение до» <дата> — «Включить».
Данная настройка определяет дату, когда элемент курса ориентировочно должен быть выполнен. Эта дата не отображается для студентов и выводится только в отчете о выполнении элемента.

3.6. Секция «Теги»

Рис. 3.6. Секция «Теги».

Теги, в случае необходимости, можно выбрать стандартные из списка, либо ввести новые через «Управлять стандартными тегами».

3.7. Секция «Компетенции»

Рис. 3.7. Секция «Компетенции».

«Компетенции курса». Компетенции курса, связанные с этим элементом. Выбранные элементы: Ничего не выбрано.

«По выполнению элемента:» «Ничего не делать / Прикрепить доказательство / Отправить на пересмотр / Отметить компетенцию, как достигнутую»

Информацию о «Компетенциях» можно найти здесь: «Компетенции».

-Вернуться к содержанию-

3.8. Секция «Оперативность проверки»

Этот раздел настраивает управление проверкой доступности ЛК для последующей установки ее состояния (активное или неактивное). Здесь определяется при каких условиях, когда и как часто необходимо проверять состояние элемента ЛК.

Другими словами, эти настройки определяют частоту проверки доступности ЛК для пользователей и актуальность данных.

Рис. 3.8.1. Секция «Оперативность проверки».

Возможны три варианта настроек. Проверка состояния активности может происходить по расписанию (периодическая проверка состояния), при смене статуса у аналогичного модуля курса и/или по событиям посещения курса.

1) «Периодическая проверка состояния» — «При каждой возможности / интервалы времени / Не делать периодических проверок».
Период проверки состояния модуля для поддержания актуальности данных. Уменьшение интервала увеличивает нагрузку на сервер, но повышает актуальность данных о состоянии элемента ЛК для подписанных на курс пользователей.
Скрипт пересчета будет запускаться с интервалом, указанным в настройке, например, «При каждой возможности» запуска CRON или реже.
Можно не делать периодическую проверку, отключить ее, выбрав «Не делать периодических проверок».

Эта настройка пересчитывает статусы всех пользователей в курсе.

Если выбрана настройка «Не делать периодических проверок», то логика курса будет срабатывать по событиям. Обратите внимание, логика курса отслеживает только два события: просмотр курса пользователем и смена статуса другой Логики курса 3KL. Для всех иных случаев следует устанавливать  периодическую проверку состояния.

2) «Проверять, если другой элемент курса сменил свое состояние» — «Нет / Да».
Повышение актуальности данных за счет проверки состояния при каждой смене статуса другого аналогичного модуля в курсе. Возможна сильная нагрузка на сервер.
Проверка будет произведена, если какой-либо из элементов ЛК в курсе изменил свое состояние для пользователя. Эта настройка пересчитывает статусы только текущего пользователя курса.

3) «Проверка состояния при входе пользователя в курс» — «Нет / Да».
Повышение актуальности данных за счет проверки состояния при каждом просмотре курса пользователем. Возможна сильная нагрузка на сервер.
Проверка производится при каждом входе пользователя в курс. Эта настройка пересчитывает статусы только текущего пользователя.

Пример:
Выставим в нашем примере: «При каждой возможности» и «При входе в курс» (Рис. 3.8.2).
Пример настройки секции «Оперативность проверки».
Рис. 3.8.2. Пример настройки секции «Оперативность проверки».

3.9. Секция «Дополнительные настройки»

Рис. 3.9. Секция «Дополнительные настройки».

«Сообщение при переходе из уведомления»
Сообщение, которое будет отображаться пользователям при переходе из уведомлений. Данный элемент курса имеет возможность рассылать уведомления пользователям, в которые можно добавить ссылку для перехода в систему.

«Ссылка для перехода из уведомлений»
Возможность переопределить стандартную ссылку, которую можно добавить в уведомления, рассылаемые данным элементом курса. Стандартная ссылка ведет на страницу просмотра курса.

«Отправить уведомление об изменении содержания.»
Установите флажок, чтобы уведомить участников курса о новом или измененном активном элементе или ресурсе. Уведомление получат только те пользователи, у которых есть доступ к активному элементу или ресурсу.

-Вернуться к содержанию-

3.10. «Сохранение настроек»

Рис. 3.10.1. «Сохранение настроек».

«Сохранить и вернуться к курсу» / «Сохранить и показать» / «Отмена».

Выберем «Сохранить и показать». На этом добавление ЛК закончено, нас перенаправит на страницу «Управление действиями», где можно настроить обработчики и действия ЛК (Рис. 3.10.2).

Рис. 3.10.2. Страница «Управление действиями».

Перейдем к настройке обработчиков Логики курса 3KL и действий во второй части инструкции.
«Логика курса 3KL, часть 2. Управление действиями и обработчики».

Примечание.
Чтобы еще раз вернуться на страницу «Добавление: Логика курса 3KL» для ее редактирования, необходимо:
1) Войти в курс.
2) Включить режим редактирования.
3) Справа от нужного элемента курса ЛК выбрать «Редактировать» -► «Редактировать настройки» (Рис. 3.10.3).

Рис. 3.10.3. Редактирование начальных настроек элемента ЛК.

-Вернуться к содержанию-

Теги: Логика курса, элемент курса
Рейтинг ответа: 5 (1 оценка)

Комментарии запрещены