01.06.2024 г., Итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Среда электронного обучения Moodle для образования: проблемы, вопросы качества, решения»

Гусев Сергей
09.24.24

В период с 21 по 23 мая 2024 прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Среда электронного обучения Moodle для образования: проблемы, вопросы качества, решения», на которой выступали представители ведущих вузов России, а также разработчики самых популярных сервисов для образования. В каждый из трех дней Moodle открывался участникам мероприятия с новой стороны: спикеры делились новейшими исследованиями и методами, которые они применили на практике. А после каждого из докладов слушатели задавали вопросы и инициировали дискуссии, что, разумеется, также является целью нашей конференции.

Если вы не смогли посетить мероприятие онлайн, продолжайте чтение этой статьи – в ней кратко расскажем о главных тезисах, которые удалось обсудить в ходе конференции.

День первый (пленарное заседание, доклады организаторов и победителей конкурса статей)

На пленарном заседании оргкомитет обозначил основные цели и темы предстоящего мероприятия, а также с вводным докладом выступила заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, которая является несменным членом организационного комитета и вот уже третий год представляет на конференции свое экспертное мнение.

Второй соорганизатор, экспертный член оргкомитета и заведующая кафедрой теоретической механики ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Берестова Светлана Александровна, в своем докладе «Эффективное планирование оценочных мероприятий в электронном курсе» поделилась с участниками идеей о соотнесении целей и задач с выбором инструментария в среде электронного обучения, а также напомнила, как автоматизировать оценивание, как можно проводить независимый тестовый контроль и как влияют определенные типы вопросов теста и прокторинг на эффективность проведения контрольных мероприятий.

Методисты ООО «Открытые технологии» Наталья Владимировна Святогорская и Никита Владимирович Попов выступили с практическим докладом «Организация открытого мероприятия (онлайн-конференции) на базе СЭО 3KL». Как эксперты по Moodle и СЭО 3KL, и люди, которые принимали самое непосредственное участие в организации конференции и создании ее посадочной страницы, подробно рассказали о «закулисье» открытого мероприятия. Можно сказать, что данный доклад — это готовое пособие для тех, кто будет организовывать конференцию в среде Moodle или СЭО 3KL, так как в нем было подробно рассказано, какой путь проходит посетитель посадочной страницы и что стоит за этим: какая работа должна быть проведена создателем такого курса-конференции.

Продолжила плеяду докладов старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Павлова Татьяна Александровна. Из выступления Татьяны Александровны «Интеграция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе» слушатели узнали о результатах внедрения адаптивных инструментов Moodle и элементов персонализации. Создание различных ветвей развития студентов по результатам выполнения определенных элементов курса показало повышенный результат освоения навыков в рамках данной дисциплины.

В первый день конференции прозвучали и доклады победителей конкурса статей, на который было подано более 20 научных работ, опубликованных в РИНЦ. Старший преподаватель ФГБОУ ВО СГУПС Анна Владимировна Функ в докладе «Использование игровых инструментов и сервисов для улучшения контента электронного учебного курса в LMS MOODLE» рассказала о плюсах применения элементов геймификации для преподавателя, а также преимуществах такого подхода для студентов. Был показан и инструментарий среды Moodle для внедрения игровых методик. А главное, Анна Владимировна поделилась реальным опытом использования игрофикации из своей практики и ответила на многочисленные вопросы зрителей.

Завершил первый день конференции доклад «Анализ предпочтений обучающихся на онлайн-курсах как инструмент развития дистанционного обучения» второго победителя конкурса научных статей, Головачевой Екатерины Александровны, начальника отдела развития онлайн образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Екатерина Александровна рассказала о важности сбора обратной связи от обучающихся для развития и повышения качества электронных курсов. Были приведены результаты анкетирования и выработанные в связи с ними рекомендации по улучшению курсов. Спикер поделилась тем, как в их учебном заведении применили полученные рекомендации и как это повлияло на результаты повторного опроса.

День второй (выступления представителей компаний-разработчиков ПО, совместимого с Moodle)

Вот так плавно мы подошли к экватору – второй день конференции порадовал участников докладами партнеров мероприятия: Антиплагиат, ЭБС Лань, вебинарного сервиса МТС Линк, сервиса прокторинга ProctorEdu, образовательной платформы Юрайт, а еще выступлением одной из победительниц конкурса научных статей, Оськиной Анны Николаевны, и доцента ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н. С. Алфёрова», Гущина Александра Николаевича. Обо всем по порядку.

Ивахненко Андрей Александрович, руководитель отдела внедрения и эксплуатации компании Антиплагиат, вновь поднял насущную проблему искусственно сгенерированных текстов. В своем выступлении «Система Антиплагиат - новые технологии и новые возможности» спикер рассказал о новшествах в продукте Антиплагиат для более эффективной борьбы с современными проблемами в подтверждении оригинальности текстов.

Директор специальных программ компании ЭБС Лань, Кудинов Дмитрий Викторович, в докладе «Новый элемент СЭО 3KL - Конструктор электронного курса от ЭБС Лань» познакомил слушателей с новым элементом, интегрированным в Moodle и СЭО 3KL. Благодаря нему в курс стало удобно включать конкретные параграфы учебников, статьи из научных журналов и даже видеоролики по необходимой теме. Удобнее стал и поиск: нейросеть анализирует, в каких пособиях есть искомая информация и выдает только подходящие материалы.

Дзендзюра Юрий Сергеевич, менеджер по обучению партнёров ООО «Вебинар Технологии», представил доклад «Moodle и МТС Линк для эффективных онлайн-занятий» о функциях МТС Линк, благодаря которым стало удобнее проводить онлайн-обучение и соответствовать мировым трендам образования. Обсудили использование таких инструментов, как Доски, контроль внимания и присутствия, загрузка файлов, заметки, транскрибация и саммари, а ещё инструментов для обеспечения безопасности мероприятия.

Далее с докладом «Возможности электронного учебного курса в развитии креативности студентов: моделирование, реализация, оценка» выступила Оськина Анна Николаевна, доцент кафедры иностранных языков Северо-Западного института управления, победитель конкурса научных статей. Из доклада слушатели узнали о способах повышения креативности студентов в рамках стандартизированного образования. Спикер представила свое исследование, включающее в себя разработку структуры курса, соответствующую фазам креативного процесса. А также был рассмотрен метод взаимного оценивания как один из ключевых в рамках исследуемой задачи.

Директор по развитию ProctorEdu, Закиров Марат Ильясович, в своем выступлении «Новые вызовы в применении систем прокторинга российскими вузами» рассказал участникам конференции о новых решениях в прокторинге, отвечающих на вызовы последних лет. Становится очевидно, что сколько функций и метрик не добавляй в прокторинг, все равно появляются новые лазейки, как эти новые функции обойти, поэтому в докладе рассматривались и другие, дополнительные факторы и пути обеспечения честного проведения оценочных мероприятий.

Сафонов Александр Андреевич, академический директор образовательной платформы «Юрайт», подготовил интересный доклад «Организация учебного процесса через интеграцию Юрайта и LMS Moodle», в котором обозначил основные модели гибридного обучения, такие как объяснительный класс, смена рабочих зон или перевернутый класс, и способы их реализации в рамках комбинации Юрайт + Moodle. Были показаны варианты интерактивного оценивания, создания гибких курсов, а также различные подходы к тестированию обучающихся, включающие адаптивные методики.

Второй день завершил доклад доцента ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н. С. Алфёрова» Гущина Александра Николаевича. Выступление «Опыт мотивации слушателей электронных учебных курсов на примере курса «Проектный менеджмент» было полезно с практической точки зрения, так как участникам конференции была показана и система мотивации на «живом» курсе «Проектный менеджмент», и методы поддержания заинтересованности, и результаты такого подхода к обучению студентов.

День третий (измерение объема самостоятельной работы, интеграция цифровых инструментов в педагогическую практику и другое)

Выходим на финишную прямую: последний день конференции запомнился докладами о конкретных методах и инструментах среды Moodle и интегрируемых в LMS, а вишенкой на торте было сообщение о курсах в области здоровья и благополучия, созданных на базе СДО Moodle.

Открыла завершающий день мероприятия Петухова Анна Викторовна, доцент ФГБОУ ВО СГУПС, и в докладе «Как LMS Moodle помог нам весьма достоверно измерить объем самостоятельной работы, выполняемой студентом» предложила конкретные способы измерения затраченного времени, которые применяет на курсе своей дисциплины.

Горелова Людмила Игоревна, старший преподаватель РТУ МИРЭА, в выступлении «Интеграция цифровых инструментов в педагогическую практику» рассказала участникам конференции о том, как они в МИРЭА интегрируют цифровые инструменты в педагогическую практику. Для эффективного применения этих методик и программ сотрудники регулярно проходят соответствующее обучение, что редко озвучивается в подобных докладах, но, несомненно, крайне важно.

Доцент ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава РФ, Гавриленко Наталья Григорьевна, в докладе «Особенности реализации дисциплины ‭«Латинский язык» для иностранных обучающихся медицинских специальностей в СЭО Moodle» рассказала участникам конференции о своем опыте создания электронного курса для групп с иностранными студентами. Такой вопрос очень важен, потому что различие в языках и культуре может вносить сложности при донесении информации и, в целом, организации обучения на курсе. Среда дистанционного обучения дает возможность выбора языка интерфейса, что облегчает навигацию, а разнообразие обучающих инструментов позволяет подобрать наиболее удобный формат для всех студентов.

Романова Дарья Сергеевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, подготовила доклад «Применение пакета SCORM для разработки интерактивных заданий в LMS Moodle» о создании и применении пакетов SCORM при разработке курсов с интерактивными заданиями. Дарья Сергеевна рассказала, для каких целей использует задания такого типа, где находит и каким образом добавляет их в свои курсы в среде Moodle.

Заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №129 г.Минска», Девочко Виктория Владимировна, в выступлении «Применение и создание тестовых заданий в сервисе Опросникум для решения дидактических задач» рассказала об инструменте для создания тестовых заданий «Опросникум», который применяет в своей работе. Такой сервис позволяет быстро и удобно создать тесты, которые в дальнейшем можно применять для решения дидактических задач.

Никонович Виталий Николаевич, председатель Правления EduHub EECA «Образовательный хаб для Восточной Европы и Центральной Азии», в докладе «Организация дополнительного обучения педагогов в области здоровья и благополучия в международной группе с разной степенью мотивации на примере деятельности платформы EduHub» рассказал участникам конференции о продукте, реализуемом совместно с ЮНЕСКО: бесплатных курсах в области здоровья и благополучия. Этот продукт развеивает все сомнения и предрассудки насчет платформы Moodle: многие считают Moodle непривлекательной и сложной, однако опыт EduHub показывает, что это совершенно не так, и верно выстроенные и интересные курсы на данной платформе пользуются большой популярностью.

После завершения всех докладов конференции, оргкомитет подвел итоги мероприятия. Получился небольшой брейншторм по поводу организации конференции, планов на последующие мероприятия, а также ретроспектива конференций прошлых лет и этого года. Многие слушатели отразили свои положительные эмоции в комментариях, что не может не радовать, потому что вся та колоссальная работа, которая была проделана, была нацелена именно на пользу для слушателей и развитие сообщества пользователей Moodle в России и ближнем зарубежье.

Мы благодарим всех, кто смог посетить конференцию онлайн, и тех, кто проявляет заинтересованность к записям наших мероприятий!

Теги: конференция
Рейтинг ответа: 0 (0 оценок)

Комментарии запрещены