Работа с курсом в среде электронного обучения 3KL. Инструкция для слушателей

Сергей Гусев
09.10.2025
Современная среда дистанционного образования глазами слушателя..
Основные функциональные возможности и алгоритмы работы, описанные в статье, показаны на примере  СЭО 3KL с базовым набором инструментов  и  некастомизированной  фирменной темой оформления. Внешний вид и доступный функционал непосредственно вашей среды электронного обучения может отличаться и будет зависеть от примененных в системе административных настроек, а также формы и правил образовательного учреждения. 
Содержание:
1. Общая информация
2. Вход в среду электронного обучения
  2.1. Возможные варианты аутентификации в СЭО 3KL
  2.2. Восстановление утраченного пароля
  2.3. Некоторые аспекты самостоятельной регистрации в СЭО 3KL
3. Основные интерфейсы слушателя в СЭО 3KL
  3.1. Личный кабинет слушателя
  3.2. Страница профиля «О пользователе»
    3.2.1. Редактирование слушателем своих персональных данных
    3.2.2. Обзор оценок
    3.2.3. Заявка на удаление персональных данных
4. Курс в СЭО 3KL
  4.1. Подписка на курс и Витрина курсов
  4.2. Вход в курс
    4.2.1. Вход по прямой ссылке
    4.2.2. Вход через личный кабинет
    4.2.3. Вход через профиль пользователя
    4.2.4. Вход через страницу «Мои курсы»
    4.2.5. Вход через Витрину курсов 3KL
  4.3. Работа слушателя с курсом
    4.3.1. Структура курса
    4.3.2. Навигация по курсу
    4.3.3. Оценки и результаты
  4.4. Инструменты информирования и коммуникации
    4.4.1. Интерфейс «Сообщения»
    4.4.2. Элементы курса
    4.4.3. Страница описания курса
    4.4.4. Блок «Спросить преподавателя 3KL»
    4.4.5. Уведомления в СЭО 3KL
  4.5. Пользовательские интерфейсы элементов курса
    4.5.1. Работа слушателя с элементом курса «Задание»
    4.5.2. Работа слушателя с элементом курса «Занятие 3KL»
    4.5.3. Работа слушателя с элементом курса «Тест»

1. Общая информация

Среда электронного обучения (среда дистанционного образования, СЭО, учебный портал, электронная информационно-образовательная среда, виртуальная обучающая среда, e-learning, lms и т. п.) — программный продукт, предоставляющий обучающимся пользователям (слушателям) возможность дистанционного освоения образовательных программ.

Подключение к СЭО 3KL не потребует установки на электронное устройство пользователя (компьютер, планшет, телефон и т. п.) какого-либо дополнительного программного обеспечения: достаточно предустановленного браузера* и доступа в Интернет (или подключения к внутренней сети организации, если среда электронного образования установлена как локальная инсталляция и не доступна из глобальной сети).

Дистанционное освоение образовательной программы подразумевает самостоятельное прохождение слушателем электронного курса — структурированного набора учебных материалов, для которых установлен определенный порядок изучения (траектория обучения) и условия завершения (срок прохождения, проходной балл, итоговый результат и т. п.).

Учебные материалы размещаются, визуализируются и доступны слушателям в курсе за счет специальных программных модулей СЭО 3KL — элементов курса и ресурсов.

Процесс дистанционного обучения включает следующие основные шаги:

1) Зарегистрированный в СЭО 3KL слушатель входит (аутентифицируется/авторизуется) в систему.
После авторизации он получает доступ к своему личному кабинету, профилю, календарю с событиями и электронным курсам, на которых проходит обучение (или возможность записаться на курсы, на которых он хотел бы обучаться).

2) Слушатель подписывается на курс и входит в него.
В курсе пользователь последовательно работает с элементами курса и ресурсами (которые заранее настроены преподавателем и наполнены учебными материалами, согласно траектории обучения): изучает теоретические аудио/видео/текстовые материалы; выполняет задания на закрепление или исследование; проходит тестирование; принимает участие в дистанционных мероприятиях (совместных или индивидуальных) и т. п. За выполнение в курсе заданий, тестов и других оцениваемых элементов курса слушатель получает оценки, которые фиксируются в электронном журнале оценок.

3) Слушатель завершает обучение на курсе.
В СЭО 3KL реализовано три признака окончания обучения на курсе:

  • изменение статуса завершения курса (= Курс завершен);
  • получение слушателем итоговой оценки за курс;
  • выпуск электронного сертификата о прохождении курса.

В зависимости от целей и настроек конкретного курса, фактом освоения слушателем образовательной программы может быть как соответствие какому-то одному из предусмотренных признаков, так и любому их сочетанию.

______________________________________________
* — актуальный перечень поддерживаемых (и условно поддерживаемых) браузеров доступен в разделе «Системные требования» анонсов релизов СЭО 3KL.

-Вернуться к содержанию-

2. Вход в среду электронного обучения

Для входа с СЭО 3KL пользователю необходимо открыть окно браузера и в адресной строке ввести url-адрес учебного портала (поз. 1 Рис. 2.1). Это адрес может быть получен непосредственно от организации, в которой слушатель проходит/начинает обучение, из открытых источников Интернета и т. п. Если введенный адрес корректен, откроется главная страница среды электронного обучения (Рис. 2.1)

Рис. 2.1. Пример главной страницы среды электронного обучения.
Объем возможностей, доступных на главной странице учебного портала для неавторизованного пользователя, как правило, максимально ограничен и зависит от целей и задач обучающей организации.

Для того, чтобы у слушателя была возможность аутентифицироваться/авторизоваться в СЭО 3KL, он должен быть предварительно зарегистрирован в ней: в системе создана его учетная запись (персональный аккаунт), в профиле пользователя заполнены обязательные поля (как минимум) с личными данными и сгенерирована уникальная пара логин-пароль. Как правило, регистрация может быть:

  • Принудительная. Создание аккаунта происходит независимо от слушателя (сотрудником учебного заведения/организации, автоматически системой по спискам и т. п.). В этом случае логин-пароль для входа пользователь получает способом, который выбрала и настроила учебная организация (на электронную почту, СМС-сообщением, в печатном виде и т. п.).
  • Самостоятельная. Если самостоятельная регистрация разрешена в среде электронного обучения, на форме входа в систему пользователю будет доступна соответствующая ссылка (поз. 1 Рис. 2.1.1.). Перейдя по ссылке и заполнив обязательные поля на форме регистрации (Рис. 2.2), пользователь получает свою уникальную пару логин-пароль, по которой и входит в систему.

Рис. 2.2. Пример формы регистрации в СЭО 3KL.
Способ регистрации в среде электронного обучения определяется и настраивается обучающей организацией.
Процедура регистрации пользователя в СЭО 3KL и предоставление пользователю доступа к курсам (подписка на курсы) - это два отдельных процесса. Подробнее о доступе к курсам - ниже.

Для входа в систему пользователю нужно нажать кнопку «Вход» (см. поз. 2 Рис. 2.1), расположенную в панели навигации пользователя в шапке страницы (правый верхний угол экрана). После этого откроется форма аутентификации (в зависимости от настроек СЭО 3KL —  в модальном окне, на отдельной странице и т. п.), в которой пользователю необходимо подтвердить свою личность для дальнейшего доступа к курсам и своим конфиденциальным данным.

Признаком успешного входа в СЭО 3KL будет отображение ФИО слушателя в панели навигации пользователя (поз. 1 Рис. 2.2).

Рис. 2.2. Пример главной страницы СЭО 3KL авторизованного пользователя.
Отображение главной страницы учебного портала не является обязательным условием. Владелец СЭО может настроить свою систему таким образом, что по ссылке будет открываться страница входа в систему, а после авторизации пользователь будет автоматически перенаправляться на страницу настроек, в свой личный кабинет или на страницу «Мои курсы».

После входа в СЭО 3KL пользователь получает возможность воспользоваться интерфейсами и ресурсами учебного портала. Доступный объем этих ресурсов и возможных действий в системе будет зависеть от прав, которые были определены для данного конкретного пользователя в процессе регистрации, подписок на курсы или дополнительно выданы администратором системы.

При этом, независимо от того, какая страница СЭО 3KL настроена как стартовая, сразу после аутентификации слушатель может быть автоматически перенаправлен системой для выполнения каких-либо действий, без которых работа 

от слушателя требуется выполнить какие-то предварительные действия без которых дальнейшее взаимодействие с СЭО 3KL будет невозможно

Могут возникать ситуации, когда сразу после аутентификации от пользователя требуется выполнение каких-либо обязательных действий, без которых дальнейшее взаимодействие с учебным порталом невозможно. В этом случае,  независимо от того, какая страница СЭО 3KL настроена как стартовая, слушатель будет автоматически перенаправлен на страницу соответствующего интерфейса системы и не сможет перейти с нее, пока не совершит необходимые действия (Табл. 2).

Действие, необходимое для продолжения работы Причина
Смена пароля Сценарий регистрации в системе предусматривал генерацию временного пароля, который пользователь должен изменить при первом входе в СЭО 3KL.
Соглашение с политиками Изменились ранее принятые или появились новые обязательные политики, согласие с которыми пользователь должен подтвердить.
Заполнение обязательных полей профиля пользователя Сценарий регистрации в системе предусматривал возможность заполнения не всех обязательных для работы в СЭО 3KL полей или в профиль были добавлены новые обязательные поля.
Табл. 2. Причины принудительного редиректа при входе в СЭО 3KL.

-Вернуться к содержанию-

2.1. Возможные варианты аутентификации в СЭО 3KL

Ввод логина-пароля, которые были созданы для пользователя при регистрации в СЭО 3KL

Самый распространенный (и основной) способ входа на учебный портал. В соответствующие поля формы аутентификации (поз. 2 Рис. 2.1.1) пользователь вводит свои логин-пароль, нажимает кнопку «Вход» и авторизуется в системе.

Рис. 2.1.1. Пример формы входа в виде модального окна.

Вход с использованием аккаунтов сторонних сервисов

Чтобы использовать этот способ аутентификации необходимо, чтобы он был разрешен и настроен учебной организацией-владельцем СЭО.

В СЭО 3KL можно входить, используя связь с учетной записью стороннего сервиса: социальной сети, корпоративного портала, аккаунтов Госуслуг, Яндекса и т. п. Такая связь должна быть предварительно создана и настроена в личном кабинете пользователя при помощи блока «Привязка к социальной сети 3KL».

Если слушатель уже создал в своем личном кабинете привязку к стороннему аккаунту, на форме входа он кликает на иконку соответствующего сервиса (см. поз. 3 Рис. 2.1.1) и авторизуется в системе без дополнительного ввода логина-пароля от СЭО 3KL.

-Вернуться к содержанию-

2.2. Восстановление утраченного пароля

Если слушатель забыл или потерял свой пароль и не может войти в систему, он может попытаться самостоятельно восстановить его: на форме входа нужно нажать ссылку «Забыли логин или пароль?» (см. поз. 4 Рис. 2.1.1), на вновь открывшейся странице восстановления доступа (Рис. 2.2.1) заполнить одно из полей «Логин» (логин пользователя в СЭО 3KL) или «Адрес электронной почты» (электронная почта, которую пользователь указал при регистрации в системе), нажать соответствующую полю кнопку «Найти» и далее следовать инструкциям в полученном на электронную почту письме.

Рис. 2.2.1. Интерфейс страницы восстановления доступа к СЭО 3KL.

В случае, если утерян доступ к электронной почте, указанной при регистрации, или попытка самостоятельно восстановить пароль не удалась, следует обратиться к диспетчеру-администратору системы (если есть такая возможность) или к преподавателю.

-Вернуться к содержанию-

2.3. Некоторые аспекты самостоятельной регистрации в СЭО 3KL

Если в СЭО 3KL разрешена возможность самостоятельной регистрации, учитывайте следующее:

1) Набор полей на форме регистрации может быть достаточно разнообразным и зависит от того, какие персональные данные пользователей требуются образовательной организации/учреждению для организации учебного процесса.

2) Поля формы регистрации делятся на обязательные для заполнения (отмечены звездочкой) и необязательные.
Если вы не заполните обязательные поля, регистрация будет невозможна.
Необязательные поля (если у вас под рукой нет этих данных или лишнего времени) на этапе регистрации можно не заполнять - вы сможете довнести отсутствующие данные в свой профиль позднее.

Настоятельно не рекомендуем полностью игнорировать заполнение необязательных полей— в дальнейшем эта информация может потребоваться для корректного формирования сертификатов об окончании обучения; доступа к курсам или дополнительным учебным материалам; повлиять на получение скидки на платные курсы и т. п.

3) Указывайте настоящий адрес электронной почты, к которой у вас есть постоянный доступ и которой вы действительно пользуетесь. Этот канал связи со стороны СЭО 3KL будет использован для рассылки важных сообщений, необходимых в учебном процессе (уведомления о дедлайнах, сообщения о подписках, информация от преподавателя, ссылки на восстановление пароля и т.п.).

4) Алгоритм формирования и получения логина-пароля при самостоятельной регистрации может быть настроен владельцем СЭО по различным сценариям: логин-пароль придумывает и задает сам пользователь во время регистрации; логин-пароль генерируется системой и высылается пользователю на электронную почту, которую он указывает при регистрации и т. п. Внимательно выполняйте все шаги регистрации и вводите корректные данные в поля формы .

5) Если регистрация настроена таким образом, что пароль для входа в систему придумывает сам пользователь — не используйте простых паролей; сохраняйте ваш пароль в тайне и не передавайте его третьим лицам.

-Вернуться к содержанию-

3. Основные интерфейсы слушателя в СЭО 3KL

Рис. 3.1. Пример шапки главной страницы СЭО 3KL авторизованного пользователя.

Основными средствами навигации по СЭО 3KL являются панель навигации пользователя (см. поз. 1 Рис. 3.1) и панель первичной навигации (см. поз. 2 Рис. 3.1), которые позволяют быстро перейти к требуемому интерфейсу:

  • открыть нужную персональную страницу из выпадающего списка меню пользователя (поз. 1 Рис. 3.2);
  • проверить новые личные сообщения (поз. 2 Рис. 3.2);
  • ознакомиться с уведомлениями (поз. 3 Рис. 3.2)
  • прочитать тематическую статью справки (поз. 4 Рис. 3.2);
  • перейти к курсам, на которых слушатель обучается (поз. 5 Рис. 3.2);
  • изменить язык (поз. 6 Рис. 3.2);
  • и т. п.

Рис. 3.2. Инструменты панелей навигации пользователя и первичной навигации.

Подробная информация обо всех персональных интерфейсах СЭО 3KL изложена в отдельной статье. Ниже рассмотрим наиболее полезные для слушателя страницы и возможности.

-Вернуться к содержанию-

3.1. Личный кабинет слушателя

Личный кабинет — это персональная страница, доступная только слушателю, на которой при помощи специальных элементов интерфейса - блоков отображается полезная для пользователя информация (Рис. 3.1.1).

Рис. 3.1.1. Пример страницы личного кабинета пользователя. Внешний вид страницы зависит от расположенных на ней блоков и в вашей системе может быть иным.

В личный кабинет пользователь может попасть через меню пользователя (см. поз. 1 Рис. 3.2) или перенаправляется сразу после авторизации в СЭО 3KL (если учебная организация назначила его стартовой страницей).

Первоначальное наполнение страницы личного кабинета блоками определяется настройками СЭО 3KL по умолчанию, однако пользователь может самостоятельно отредактировать внешний вид страницы: изменить их расположение; добавить новые.

Наиболее востребованные в личном кабинете слушателя блоки перечислены ниже (Табл. 1).

Рекомендуемый блок Какие возможности предоставляет
Информация о пользователе 3KL Отображает некоторые пользовательские поля (перечень настраивается администратором системы) и позволяет быстро перейти к редактированию персональных данных.
История обучения 3KL Отображает основную информацию (текущая оценка, статус завершения, тип подписки и т. п.) из курсов, на которых обучается слушатель. Многие ссылки (например, название курса) в блоке кликабельны и позволяют быстро перейти на страницу с полными данными.
Курсы Отображает список доступных для слушателя курсов.
Недавно посещенные курсы Перечень курсов пользователя, которые он посещал за последнее время (последние 10). Удобно, когда слушатель одновременно проходит обучение на большом количестве курсов и ему нужно быстро вернуться к последнему посещенному курсу.
Недавно посещенные элементы Отображает элементы курса и ресурсы, с которыми слушатель работал в последнее время. Удобный инструмент «быстрого» перехода к конкретному материалу при активной работе с несколькими курсами одновременно.
Календарь Привычная сетка календаря, в которой отображаются все предстоящие события и дедлайны учебного процесса. Пользователь может быстро перейти на страницу элемента курса, которое «выбросило» событие, а также создать свою «напоминалку».
Шкала времени Краткая версия календаря - перечень ближайших событий с возможностью быстрого перехода к ним.
Мои сертификаты Отображает перечень сертификатов, полученных слушателем за время обучения с СЭО 3KL. Может быть полезен для самоконтроля своих достижений.
Комментарии Персональный блокнотик для заметок.
Личные файлы Персональное файловое хранилище.
Привязка к социальной сети 3KL Позволяет настроить вход с СЭО 3KL через внешний аккаунт.
Самопроверка на заимствования 3KL Инструмент для самостоятельной проверки своих работ на оригинальность перед отправкой преподавателю.
Табл. 1. Перечень полезных слушателю блоков.
Учебная организация-владелец среды электронного обучения может принять решение и выборочно отключить блоки, использование которых считает излишним. В зависимости от уровня настроек, на котором производилось отключение, такие блоки станут недоступны для добавления или не будут выполнять заявленные функции.

-Вернуться к содержанию-

3.2. Страница профиля «О пользователе»

Выбрав из выпадающего списка меню пункт «О пользователе» (см. Рис. 3.2.2), пользователь переходит на страницу своего профиля (Рис. 3.2.1). Персональная информация слушателя сгруппирована в следующие тематические разделы:

Рис. 3.2.1. Пример страницы профиля пользователя.
На странице профиля пользователя могут присутствовать размещенные администратором системы блоки (см. поз. 1 Рис. 3.2.1). Однако, у самого пользователя возможности добавить новые блоки на эту страницу нет.

-Вернуться к содержанию-

3.2.1. Редактирование слушателем своих персональных данных

Если при регистрации в системе пользователь не заполнил некоторые необязательные поля профиля, данные которых могут быть необходимы в процессе обучения, или у него изменились какие-либо персональные данные (например, адрес или фамилия), он имеет возможность внести необходимые правки на странице «Редактировать информацию». (Рис. 3.2.1.а).

Рис. 3.2.1.а. Пример страницы «Редактировать информацию».

Перейти к интерфейсу можно по ссылке «Редактировать информацию», которая расположена в разделе «Подробная информация о пользователе» на странице «О пользователе» (см. Рис. 3.2.1).

На странице «Редактировать информацию» слушатель дозаполяет/вносит правки в нужные поля и нажимает кнопку «Обновить профиль». При этом, некоторая информация может быть заблокирована от изменений — в этом случае пользователю необходимо обратиться к своему преподавателю или куратору.

Подробная информация о редактировании персональных данных в статье «Персональная информация пользователя. Страницы «О пользователе» и «Личный кабинет».

-Вернуться к содержанию-

3.2.2. Обзор оценок

Ознакомиться со своими результатами освоения образовательных программ в среде электронного обучения слушатель может при помощи следующих инструментов:

  • Отчет «Обзор оценок» (Рис. 3.2.2.а). В отчете отображается перечень курсов, на которые подписан пользователь и полученные на этих курсах итоговые оценки. Отчет доступен из меню пользователя (ссылка «Оценки») (см. Рис. 3.2) или в разделе «Отчеты» персональной страницы «О пользователе» (см. Рис. 3.2.1).

Рис. 3.2.2.а. Пример отчета по оценкам.
  • Блок «История обучения 3KL» (Рис. 3.2.2.б). Кроме перечня курсов и итоговых оценок, слушателю в блоке доступна дополнительная информация: тип подписки на курс, статус завершения и т.п. Блок может быть доступен в личном кабинете пользователя.

Рис. 3.2.2.б. Пример блока «История обучения 3KL».

-Вернуться к содержанию-

3.2.3. Заявка на удаление персональных данных

В случае, если слушатель завершил свое обучение в образовательной организации и ему важно, чтобы его персональные данные были оперативно удалены из среды электронного обучения — используя интерфейс персональной страницы он может сформировать соответствующий запрос на отзыв разрешения на обработку персональных данных:

1) В разделе «Конфиденциальность и политики» страницы «О пользователе» выбирает ссылку «Удалить мой аккаунт» (см. Рис. 3.2.1).

2) На вновь открывшейся странице «Создать новый запрос данных» с предустановленным типом запроса «Удалить все мои персональные данные» вводит комментарий (при необходимости) и нажимает кнопку «Сохранить» (Рис. 3.2.3.а).

Рис. 3.2.3.а. Страница «Создать новый запрос данных». Выбран тип запроса «Удалить все мои персональные данные» 

3) Запрос будет обработан ответственным сотрудником и персональные данные слушателя удалены в соответствии с внутренним регламентом учебной организации и действующим законодательством.

-Вернуться к содержанию-

4. Курс в СЭО 3KL

4.1. Подписка на курс и Витрина курсов

Для того, чтобы авторизованный в СЭО 3KL слушатель смог войти в курс, он должен быть подписан (зачислен) на него. В зависимости от типа обучения, внутренних регламентов обучающей организации, настроек системы и используемых способов зачисления, подписка на курс может быть:

  • Принудительной. Независимо от желания слушателя, он будет подписан на заранее определенный курс (набор курсов):
    • вручную — ответственным сотрудником организации;
    • автоматически — функционалом системы по соответствию пользователя какому-то признаку (например, значению поля профиля).
  • Самостоятельной. Пользователь имеет возможность выбрать курс для зачисления (из набора доступных) или удобный ему способ подписки на курс (если для курса настроено несколько способов зачисления). При этом самостоятельное зачисление можно разделить на:
    • Свободную самозапись. Пользователю сразу и безусловно  доступна возможность записаться на курс (поз. 2 Рис. 4.1.1).
    • Самозапись по условиям. Возможность подписки на курс зависит от выполнения пользователем дополнительного условия (условий):
      • знания пароля для подписки;
      • формирорвания заявки на зачисление (поз. 3 Рис. 4.1.1);
      • наличия купона бесплатной подписки или купона на скидку (поз. 4 Рис. 4.1.1);
      • соответствия какому-либо критерию (завершен другой курс, наступила дата, поле профиля пользователя равно требуемому значению и т. п.);
      • возможности оплатить обучение (поз. 5 Рис. 4.1.1);
      • и т. п.
Если в СЭО 3KL разрешена самостоятельная подписка, в качестве дополнительного сценария доступа может быть настроен гостевой вход в курс: нажав на странице описания курса кнопку «Войти гостем в курс» (поз. 1 Рис. 4.1.1) пользователь получает доступ к ограниченному функционалу курса, чтобы ознакомиться с ним и принять окончательное решение о подписке.

Рис. 4.1.1. Пример страницы описания курса «Введение в актерское искусство» с различными способами подписки на курс. Просто пример.

Основным инструментом для формирования каталога курсов в СЭО 3KL служит Витрина курсов 3KL. Если в среде электронного обучения допускается самостоятельная запись пользователей, включена и настроена Витрина курсов 3KL — в интерфейсе инструмента слушатель имеет возможность просмотреть перечень доступных для подписки курсов (поз. 2 Рис. 4.1.2), ознакомиться с информацией о заинтересовавшем его курсе (поз. 3 Рис. 4.1.2), отобрать курсы по желаемым параметрам (поз. 1 Рис. 4.1.2).

Рис. 4.1.2. Пример настроенной Витрины курсов 3KL на демонстрационном портале ООО «Открытые технологии».

При этом оформление каталога курсов, внешний вид плашек курсов, доступной на плашке курса информации, возможности поиска и сортировки могут сильно отличаться от приведенного примера и полностью зависят от того, как настроена Витрина курсов 3KL в вашем экземпляре СЭО.

По клику на плашку интересующего его курса слушатель, как правило, попадает на страницу описания курса (Рис. 4.1.3), где может быть размещена дополнительная информация о курсе и доступны способы зачисления на курс.

Рис. 4.1.3. Пример страницы описания курса «Основы работы в программе Adobe Illustrator».

Если слушатель уже подписан на этот курс, вместо способов зачисления на странице описания курса будет доступна кнопка входа (Рис. 4.1.4).

Рис. 4.1.4. Пример страницы описания курса «Устройство мотоцикла. Для демонстрации», на который слушатель уже подписан.
Для удобства пользователя и в зависимости от настроек, кнопок входа может быть несколько и расположены они могут быть в различных частях страницы.

-Вернуться к содержанию-

4.2. Вход в курс

Доступ авторизовавшегося в системе слушателя к перечню курсов, на которые он подписан, и последующий переход к учебным материалам нужного курса зависит от настройки СЭО 3KL организацией-владельцем. Далее рассмотрим основные возможные варианты.

-Вернуться к содержанию-

4.2.1. Вход по прямой ссылке

Cлушатель вводит в адресной строке окна браузера url-адрес (ранее сохраненный, полученный в сообщении и т.п.) и переходит на нужную страницу. В зависимости от того, какая ссылка была введена, это может быть:

  • страница описания курса;
  • главная страница курса;
  • страница секции курса;
  • страница конкретного элемента курса или ресурса.
Если пользователь заранее не авторизовался в СЭО 3KL, сначала ему будет предложено пройти авторизацию, после которой он будет перенаправлен по введенной ссылке.

-Вернуться к содержанию-

4.2.2. Вход через личный кабинет
Страница «Личный кабинет» может быть настроена организацией-владельцем СЭО в качестве стартовой страницы. Перейти на эту страницу также можно через меню пользователя (см. поз. 1 Рис. 3.2).

Для перехода к нужному курсу (элементу курса) из личного кабинета слушатель использует блоки, которые поддерживают такую возможность:

-Вернуться к содержанию-

4.2.3. Вход через профиль пользователя

Перейти к курсу со страницы «О пользователе», доступной в меню пользователя (см. поз. 1 Рис. 3.2), слушатель может:

  • используя функционал блоков, аналогично странице «Личный кабинет», если соответствующие блоки были добавлены на страницу профиля при настройке системы администратором организации-владельцем СЭО (поз. 1 Рис. 4.2.3.а);
  • по названию-ссылке курса в разделе «Информация о курсах» (поз. 2 Рис. 4.2.3.а).

Рис. 4.2.3.а. Пример страницы «О пользователе».

-Вернуться к содержанию-

4.2.4. Вход через страницу «Мои курсы»
Страница «Мои курсы» может быть настроена организацией-владельцем СЭО в качестве стартовой страницы. Перейти на эту страницу также можно, кликнув соответствующую кнопку в панели навигации пользователя (см. поз. 5 Рис. 3.2).

На странице слушателю безусловно доступен блок «История обучения 3KL» с названиями-ссылками курсов, на которых пользователь проходит обучение (Рис. 4.2.4.а).

Рис. 4.2.4.а. Пример страницы «Мои курсы».

-Вернуться к содержанию-

4.2.5. Вход через Витрину курсов 3KL

Если Витрина курсов 3KL настроена и используется организацией-владельцем СЭО,она может быть доступна непосредственно на главной странице учебного портала (см. Рис.4.1.2) или при клике на соответствующую кнопку в панели навигации пользователя (Рис. 4.2.5.а).

Рис. 4.2.5.а. Кнопка «Мои курсы» в панели навигации пользователя,  авторизованного в СЭО 3KL.

В каталоге курсов слушатель находит плашку  нужного ему курса, с нее переходит на страницу описания курса, а затем, используя кнопку входа, заходит на главную страницу курса.

Сценарий входа в курс уже подписанного пользователя может быть настроен таким образом, что слушатель из каталога Витрины курсов 3KL будет переходить сразу на главную страницу курса, минуя страницу описания.

-Вернуться к содержанию-

4.3. Работа слушателя с курсом

4.3.1. Структура курса

Основным объединяющим пространством курса, где расположены учебные материалы и куда переходит слушатель после входа, является главная страница курса (Рис. 4.3.1.а). 

Рис. 4.3.1.а. Пример страницы курса «Основы фотографии и композиции».
Внешний вид главной страницы курса может значительно отличаться от приведенного примера и будет зависеть от множества настроек: выбранного формата курса, темы оформления, общей стилизации системы и т. п.

Элементы курса и ресурсы курса (см. поз. 8 Рис. 4.3.1.а) — это инструменты-«кирпичики», с  помощью которых преподаватель размещает в курсе учебные материалы и выстраивает траекторию обучения.

Весь учебный материал, как правило, сгруппирован в тематические разделы — секции курса (см. поз. 9 Рис. 4.3.1.а).

В процессе электронного обучения слушатель последовательно движется по всем секциям курса (от первой к последней) и изучает расположенные в них элементы курса и ресурсы. Под изучением элемента курса подразумевается переход на страницу элемента курса (по клику на названии элемента) и выполнение действий, предусмотренных этим элементом (Рис. 4.3.1.б):

  • изучение текстовой/графической информации, просмотр видео или прослушивание аудио;
  • выполнение интерактивного тренажера;
  • участие в видеконференции, форуме, опросе;
  • прохождение тестирования;
  • формирование ответа на задание;
  • и т. п.

Рис. 4.3.1.б. Пример страницы настроенного элемента курса «Анкета». Пользователю необходимо отметить ответы на вопросы анкеты и затем нажать кнопку «Отправить».
Информация о том, что необходимо сделать, как правило, будет доступна на странице элемента курса, в описании к элементу курса или получена от преподавателя курса.

Для элементов курса, ресурсов или секций курса могут быть настроены ограничения доступа: возможность пройти такой элемент/секцию у слушателя появится только тогда, когда будут выполнены условия ограничения, например:

  • наступит определенная дата;
  • слушатель изучит все материалы в предыдущих секциях курса;
  • слушателем будет получен проходной балл на предварительном тестировании;
  • слушатель пройдет обучение на дополнительном курсе;
  • и т. п.

В зависимости от настроек, недоступные элементы курса (секции) могут отображаться в курсе вместе с пояснением о причине ограничения (см. поз. 6 Рис. 4.3.1.а), а могут быть полностью скрыты и автоматически появятся в курсе только тогда, когда условие будет выполнено.

В курсе может быть настроен контроль прохождения, а для элементов курса установлены условия выполнения. В этом случае справа от иконки элемента курса будет отображаться информация о действии, которое слушатель должен сделать (см. поз. 7 Рис. 4.3.1.а), чтобы элемент курса считался выполненным (см. поз. 5 Рис. 4.3.1.а).

Элементы курса могут быть разделены на:

  • оцениваемые — при прохождении слушатель обязательно получает оценку за этот элемент, которая формируется (в зависимости от настроек элемента курса):
    • системой автоматически;
    • преподавателем вручную.
  • неоцениваемые - выполнение такого элемента курса подразумевает самостоятельное изучение слушателем какого-то учебного материала, участие в форуме, прохождение анкетирования и т. п.
В качестве инструмента контроля за обязательным выполнением неоцениваемых элементов курса, для них могут быть настроены условия выполнения, по которым преподаватель может проверить, изучил слушатель этот материал или нет.

-Вернуться к содержанию-

4.3.2. Навигация по курсу

Для быстрого перехода к нужному элементу курса слушатель может использовать оглавление курса (см. поз. 1 Рис. 4.3.1.а). По клику на значок оглавления откроется список элементов и ресурсов курса (Рис. 4.3.2.а), а по нажатию на нужную строку в списке  — слушатель перейдет на страницу выбранного элемента курса, ресурса или секции.

Рис. 4.3.2.а. Пример раскрытой панели оглавления курса.

Кнопки меню вторичной навигации (см. поз. 4 Рис. 4.3.1.а) позволяют переключаться между страницами курса, а именно:

  • Курс — главная страница курса (см. Рис. 4.3.1.а);
  • Участники — страница с перечнем пользователей, подписанных на курс (Рис. 4.3.2.б). Состав списка будет зависеть от настроек среды электронного обучения, самого курса и установленного в курсе группового режима.

Рис. 4.3.2.б. Пример страницы участников курса.
  • Оценки — страница с текущими результатами обучения слушателя. Здесь слушатель может выбрать (поз. 1 Рис. 4.3.2.в):
    • Отчет по пользователю. С оценками за изучение именно этого курса (Рис. 4.3.2.в);
    • Обзорный отчет. Текущие оценки по всем курсам, на которые данный пользователь подписан (Рис. 4.3.2.г).

Рис. 4.3.2.в. Пример страницы «Отчет по пользователю».

Рис. 4.3.2.г. Пример страницы «Обзорный отчет».
  • Компетенции — аналогично оценкам, здесь будет доступен просмотр освоенных слушателем в курсе компетенций, при условии,что компетенции настроены и используются в курсе.

В курсе могут быть настроены полезные для слушателя  блоки, доступные ему в док-панели (см. поз. 2 Рис. 4.3.1.а) или в выдвижной панели блоков (см. поз. 3 Рис. 4.3.1.а, Рис. 4.3.2.д).

Рис. 4.3.2.д. Пример раскрытой выдвижной панели блоков.

-Вернуться к содержанию-

4.3.3. Оценки и результаты

С текущими результатами изучения материалов курса слушатель может ознакомиться на странице «Отчет по пользователю» (пункт «Оценки» меню вторичной навигации), которая содержит перечень оцениваемых элементов курса со значением оценки за них (если оценка уже получена) и текущую итоговую оценку (Рис. 4.3.3.а) . Для каждой оценки в таблице может быть указана дополнительная информация: допустимый диапазон значений, процентное значение полученной оценки, комментарий преподавателя и т. п.

Рис. 4.3.3.а. Пример страницы «Отчет по пользователю» курса «Основы фотографии и композиции».

Если в курсе включено и настроено отслеживание завершения курса, прогресс освоения учебного материала может быть доступен с помощью блока «Состояние завершения курса» (Рис. 4.3.3.б). В блоке будет отображаться процент выполнения курса (прогресс-бар), общее количество элементов курса, которые должны быть выполнены слушателем, чтобы курс считался завершенным, а также количество фактически выполненных на данный момент элементов курса.

Рис. 4.3.3.б. Пример блока «Состояние завершения курса» на странице курса «Основы фотографии и композиции».

Оценки, полученные за конкретный элемент курса, также доступны слушателю непосредственно на странице этого элемента курса (Рис. 4.3.3.в, Рис. 4.3.3.г).

Рис. 4.3.3.в. Пример страницы элемента курса «Контрольное задание на усвоение материала по теме 2», оцененного преподавателем.

Рис. 4.3.3.г. Пример страницы завершенного теста «Проверочное тестирование». Оценка выставлена системой автоматически.
В зависимости от вида элемента курса и его настроек, на странице пользователю может быть доступна и другая, полезная информация: дата и время прохождения, количество попыток, комментарий преподавателя и т. п.

Если по результатам обучения предусмотрена выдача электронного сертификата (свидетельства, удостоверения и т. п.), ознакомиться с ним и скачать его слушатель может следующими способами:

  • В элементе курса «Сертификат 3KL» (с помощью которого был настроен документ). Слушатель кликает по элементу курса (Рис. 4.3.3.д) и на открывшейся странице нажимает кнопку «Получить сертификат», запуская генерацию документа (Рис. 4.3.3.е).

Рис. 4.3.3.д. Пример элемента курса «Сертификат 3KL» в секции «Тема 7. Подведение итогов».

Рис. 4.3.3.е. Пример страницы элемента курса «Сертификат 3KL».

В зависимости от настроенного способа доставки сертификата, документ будет: открыт в модальном окне, с возможностью печати и скачивания (Рис. 4.3.3.ж); выгружен на компьютер пользователя; отправлен пользователю на электронную почту.

Рис. 4.3.3.ж. Пример модального окна со сгенерированным сертификатом.

Если на странице сертификата настроена возможность предварительной проверки (см. Рис. 4.3.3.е), слушатель может прямо в интерфейсе элемента курса проверить правильность своих данных и, при необходимости, внести правки до генерации документа.

Внимательно заполняйте свои персональные данные!
Информация, которая автоматически подставляется системой в сертификат из полей профиля пользователя (ФИО, должность, дата рождения и т. п.), фиксируется в документе на момент его генерации. И если вы в последствии обнаружите ошибку, внесете правки в персональные данные и попытаетесь заново распечатать документ — его содержание не изменится. Вам потребуется обратиться к Администратору СЭО, чтобы он удалил неверный сертификат и сгенерировал новый.
  • В блоке «Сертификаты». Все сгенерированные в СЭО 3KL сертификаты слушателя будут доступны ему в блоке «Сертификаты» (Рис.4.3.3.з). Кликнув на произвольном сертификате в списке , слушатель может выгрузить его на свой компьютер.

Рис. 4.3.3.ж. Пример блока «Сертификаты» в личном кабинете пользователя.

-Вернуться к содержанию-

4.4. Инструменты информирования и коммуникации

В процессе прохождения курса может возникать необходимость задать вопрос, обменяться мнением, сообщить какую-то информацию, связанную с процессом обучения, непосредственно преподавателю (иному контактному лицу) или другим слушателям курса. Для этого предусмотрены следующие возможности и инструменты.

-Вернуться к содержанию-

4.4.1. Интерфейс «Сообщения»

Позволяет обмениваться сообщениями с другими пользователями СЭО 3KL в режиме чата и доступен из панели навигации пользователя через:

  • иконку «Сообщения» — в виде раскрывающейся панели (Рис. 4.4.1.а);

Рис. 4.4.1.а. Пример раскрытой панели сообщений.
  • через пункт «Сообщения» выпадающего списка меню пользователя — в виде отдельной страницы (Рис. 4.4.1.б).

Рис. 4.4.1.б. Пример страницы «Сообщения».

Для того, чтобы начать новый диалог, необходимо:

  • ввести в поисковой строке фамилию, имя, часть имени или фамилии;
  • нажать кнопку ;
  • кликнуть в появившихся результатах поиска на необходимом пользователе (Рис. 4.4.1.в);
  • в открывшемся окне чата написать сообщение и отправить его, нажатием на иконку  (Рис. 4.4.1.г).

Рис. 4.4.1.в. Пример поиска пользователя по текстовому фрагменту «Петр».

Рис. 4.4.1.г. Пример отправки сообщения «Привет!» пользователю Троицкий Петр.

Диалоги с пользователями, которыми состоялись ранее, будут доступны под спойлерами «Помеченные», «Группа» или «Личное» (Рис. 4.4.1.д).

Рис. 4.4.1.д. Пример списка личных диалогов на странице «Сообщения».
Список доступных для диалога пользователей (возможности поиска пользователей) может быть ограничен настройками системы.

-Вернуться к содержанию-

4.4.2. Элементы курса

Элемент курса «Форум».

Позволяет организовать внутри курса тематические площадки для общения или информирования в асинхронном режиме (Рис. 4.4.2.а, Рис. 4.4.2.б).

Рис. 4.4.2.а. Пример секции курса с элементами курса «Форум».

Рис. 4.4.2.б. Пример страницы форума «Новости сообщества».

В зависимости от настроек, это могут быть:

  • Новостной форум/доска объявлений. Здесь преподаватель размещает важную организационную информацию, касающуюся учебного процесса или дополнительные учебные материалы, которые могут быть полезны слушателям.
  • Форум для обсуждений. Здесь у слушателей есть возможность обмениваться мнениями в рамках предложенной темы для обсуждения. 
В зависимости от настроек, темы для обсуждения могут быть жестко заданы преподавателем, либо слушатели будут иметь возможность самостоятельно создавать новые темы.

Элемент курса «Чат».

Позволяет организовать внутри курса текстовое онлайн-общение в привычном формате чата (Рис. 4.4.2.в).

Рис. 4.4.2.в. Пример открытого окна чата элемента курса «Чат».

Элемент курса «Занятие 3KL».

Многофункциональный инструмент, который позволяет принимать участие в видеоконференциях и вебинарах прямо на странице курса и без необходимости дополнительной авторизации на внешней платформе, которая предоставляет услуги видеоконференцсвязи (Рис. 4.4.2.г).

Рис. 4.4.2.г. Пример запущенного вебинара в интерфейсе занятия. Сервис ВКС «TrueConf».

-Вернуться к содержанию-

4.4.3. Страница описания курса

Если в СЭО 3KL включен, используется и настроен функционал страниц описания курсов, на странице описания своего курса (Рис. 4.4.3.а) слушателю могут быть доступны:

  • Контакты курса (поз. 1 Рис. 4.4.3.а). Как правило, это список преподавателей, к которым слушатель может обратиться, если в процессе обучения он столкнулся с какими-либо проблемами. При клике на ФИО контакта курса слушатель перейдет на страницу его публичного профиля, где ему будет доступна информация о каналах связи с этим пользователем. В зависимости от политики конфиденциальности организации и настроек видимости полей профиля, это могут быть: электронная почта, телефон, никнейм социальной сети и т. п.
  • Другая полезная информация. Помимо данных, которые могут заинтересовать потенциального слушателя, учебная организация может размещать на странице описания курса и иную информацию, важную при обучении (расписание работы деканата, регламент работы с курсом, общие правила тестирования и т. п.).

Рис. 4.4.3.а. Пример страницы описания курса «Устройство мотоцикла. Для демонстрации».

-Вернуться к содержанию-

4.4.4. Блок «Спросить преподавателя 3KL»

На страницу курса может быть добавлен и настроен блок «Спросить преподавателя 3KL», с помощью которого слушатель имеет возможность отправить сообщение пользователям, которые отмечены в системе как контакты курса (как правило, это преподаватели, ассистенты и т. п.). Контакт курса получит это сообщение в интерфейсе «Сообщения» и по электронной почте и ответит на вопрос слушателя в установленном в учебном заведении порядке.

Рис. 4.4.4.а. Пример блока «Спросить преподавателя 3KL» в док-панели курса.

-Вернуться к содержанию-

4.4.5. Уведомления в СЭО 3KL
Функционал уведомлений относится ко всей СЭО 3КL, поэтому, независимо от того, в каком курсе пользователь в данный момент находится, получать уведомления он будет из всех курсов, на которые подписан.

В СЭО 3KL предусмотрен функционал уведомлений — оповещения пользователя о наступлении какого-либо значимого для него события: о наступлении срока выполнения задания, о новой подписке на курс или окончании срока подписки, о приближающемся занятии, о новом сообщении на форуме и т. п.

При наступлении отслеживаемого события пользователь получает сообщение по заранее настроенным в системе каналам доставки уведомлений. Как правило, это:

  • всплывающее окно уведомлений (Рис. 4.4.5.а, Рис. 4.4.5.б);
  • письмо на электронную почту;
  • сообщение в Телеграм;
  • и  т. п.

Рис. 4.4.5.а. Индикатор в панели навигации пользователя о новом, еще не прочитанном, уведомлении.

Рис. 4.4.5.б. Новое уведомление во всплывающем окне уведомлений.

В тексте уведомления содержится вся необходимая информация о наступившем событии и ссылка для быстрого перехода в нужный интерфейс СЭО 3KL (Рис. 4.4.5.в).

Рис. 4.4.5.в. Пример уведомления о согласовании преподавателем даты проведения индивидуального занятия.

Слушатель может самостоятельно указать на странице «Настройки уведомлений» (если такая возможность не заблокирована администратором среды электронного обучения), какие именно уведомления он хочет получать и по каким каналам (Рис. 4.4.5.г).

Рис. 4.4.5.г. Пример страницы «Настройка уведомлений».

Страница доступна через меню пользователя (Настройки->пункт «Настройки уведомлений» в блоке «Учетная запись пользователя» (см. Рис.4.4.5.д)) или через модальное окно уведомлений (шестеренка «Настройки уведомлений» в правом верхнем углу окна ( см. Рис. 4.4.5.б)).

Рис. 4.4.5.д. Переход к настройкам уведомлений со страницы «Настройки» меню пользователя.

Включая/выключая переключатели в столбцах каналов уведомлений (Уведомление во всплывающем окне, Электронная почта, Telegram и т. п.) слушатель включает/отключает получение того или иного уведомления по выбранному каналу (см. Рис. 4.4.5.г). Если Администратор СЭО отключил для пользователей возможность управления какими-то уведомлениями — такие переключатели будут заблокированы.

Не рекомендуем отключать получение уведомлений, если вы абсолютно точно не знаете, что это за уведомление и в какой ситуации оно будет сгенерировано системой. В противном случае, вы можете пропустить важное для вас событие — например, сообщение о приближающемся сроке сдачи задания.

-Вернуться к содержанию-

4.5. Пользовательские интерфейсы элементов курса

Как правило, работа с подавляющим количеством ресурсов и элементов курсов не вызывает у слушателей затруднений: привычная навигация, стандартная логика действий, простые алгоритмы работы с функционалом. Интерфейсы и алгоритмы прохождения тех элементов курса, выполнение которых может показаться сложным для неопытных пользователей, описаны в отдельных материалах базы знаний, ссылки на которые даны ниже.

-Вернуться к содержанию-

4.5.1. Работа слушателя с элементом курса «Задание»

-Вернуться к содержанию-

4.5.2. Работа слушателя с элементом курса «Занятие 3KL»

-Вернуться к содержанию-

4.5.3. Работа слушателя с элементом курса «Тест»

-Вернуться к содержанию-

Теги: курс
Рейтинг ответа: 5 (3 оценок)

Комментарии запрещены