Вебинар от 21.07.2014г. Внедрение Moodle в образовательном учреждении
Дата вебинара | 21.07.2014г. |
/ Примеры показаны на СЭО 3КL | младше 3.1 |
/ Вебинар посвящен |
внедрению Moodle в образовательных учреждениях |
1. Темы вебинара
2. Конспекты
2.1. Состав команды внедрения
2.2. Область применения
2.2.1. Дистанционное обучение
2.2.2. Поддержка очного обучения
2.2.3. Тестирование
2.3. Виды курсов
2.4. Оценка объемов работ
2.5. Расположение курсов
2.6. Подготовка учебных материалов
1. Темы вебинара
Название темы | Время начала темы в вебинаре | Описание | Тематические статьи, вебинары |
Вступительная часть | 00:00:00 | Вступление, об этапах внедрения СЭО 3КL | Пример плана внедрения Moodle в учебном заведении |
Предпроектный этап | 00:01:45 | О постановке цели внедрения, сборе команды и должностях | |
Проектный этап | 00:11:48 | Концепция среды дистанционного обучения, применение среды дистанционного обучения, тестирование, виды курсов, оценка объемов | |
Технический этап | 00:30:37 | Выбор площадки, установка и настройка СЭО 3KL | |
Организационный этап | 00:34:37 | Варианты подписок на курсы, расположение курсов | |
Этап наполнения контентом | 00:46:17 | Подготовка учебных материалов, регистрация преподавателей, регистрация слушателей, подписка слушателей на курс |
2.6. Подготовка учебных материалов |
Ответы на вопросы | 00:48:40 | Плагин подписки и оплаты, начальные компетенции сотрудников для внедрения СЭО 3КL, информация об отчетах, резервное копирование |
2. Конспекты
2.1. Состав команды внедрения
- Диспетчер-администратор — человек, который отвечает за учебный процесс внутри системы. Именно с ним коммуницируют преподаватели, он назначает права внутри СЭО 3KL, задает путь перемещения студентов между курсами, руководит размещением курсов и дистанционным процессом в целом. Важно нахождение на этой должности человека, занимающегося этим в качестве основной деятельности. Уверенный пользователь ПК.
- Системный администратор сервера — отвечает за починку и настройку серверного оборудования, если сервер личный (подробнее см. 2.5. Выбор площадки).
- Администратор СЭО 3KL — специалист, отвечающий за установку системы, ее своевременное обновление. Отслеживает релизы новых версий. Должен понимать архитектуру системы.
- Инженер-программист — дорабатывает систему или ее интеграции, при готовой системе не нужен.
- Инженер технической поддержки — решает входящие вопросы, консультирует слушателей и преподавателей.
- Оператор — должность, схожая с инженером техподдержки, однако оператор принимает и маршрутизирует однотипные обращения в техподдержку, решает простые вопросы по готовым инструкциям. При должной подготовке становится инженером технической поддержки.
- Методист — разрабатывает учебные материалы, определяет элементы, которые будут выноситься на электронное обучение.
- Технический редактор — помогает авторам привести курс в приемлемый для чтения информации и усваивания материалов вид.
- Автор курса.
- Тьютор группы.
2.2. Область применения
2.2.1. Дистанционное обучение
Из основных характеристик дистанционного обучения можно выделить следующие.
Синхронный или асинхронный формат обучения. При синхронном обучении слушатели все вместе, в одно время изучают материал в прямом включении («здесь и сейчас»), а при ассинхронном — сами определяют темп прохождения материалов и сдачи работ. Дистанционное выполнение заданий и прохождение материала в отведенный срок может считаться частично синхронным обучением.
Самостоятельное или под контролем преподавателя освоение учебных материалов. Среда электронного обучения позволяет автоматизировать процесс и взять часть функций контроля на себя (автоматическое принятие заданий, выставление оценок и т. п.), тем самым, снизив нагрузку на преподавателя.
Обучение непосредственно из дома (наиболее привычный вариант) или из центра обучения (корпоративный портал с коммерческой информацией или среда электронного обучения расположена в локальной сети и не имеет подключения к интернет).
2.2.2. Поддержка очного обучения
СЭО 3KL может выступать в роли инструмента, расширяющего возможности очного обучения и использоваться для:
- размещения вспомогательных материалов;
- проведения внеклассного консультирования;
- организации проектной деятельности;
- организации групповой работы над заданиями;
- сбора заданий и рефератов.
2.2.3. Тестирование
Функционал СЭО 3KL позволяет проводить как удаленное, так и очное тестирование различных видов:
- самотестирование — не влияет на оценку, служит ориентиром для слушателя;
- учебное тестирование — требуется обязательное получение оценки;
- контрольное тестирование — проверка усвоения материала по итогам обучения;
- сертификационное тестирование — похоже на контрольное тестирование, но с рядом требований по организации сертификационного экзамена от поставщика экзаменов.
2.3. Виды курсов
Основные виды курсов, которые могут быть реализованы при помощи функционала СЭО 3KL:
- Курс-библиотека. В курсе собраны ссылки на учебные материалы (или сами файлов) для изучения слушателями.
- «Текст+тесты». Стандартный вариант для электронного обучения. Учебные материалы выкладываются в виде текста и картинок, после чего следует тест по пройденному материалу.
- Аудио- и видеолекции «Говорящая голова». Курс аналогичен курсу вида «Текст+тесты», но с аудио- и видеоматериалами вместо текста и картинок.
- Обучающие интерактивные и видеоматериалы. Наглядный и эффективный вариант подачи знаний. Из-за того, что в подготовке учебных материалов принимает участие много специалистов ( сценарист, художник, научный консультант и т. п.), этот вид курса является самым трудоемким и дорогостоящим.
- Проектный курс. Предназначен для организация внутри курса проектной деятельности.
- Курс-консультация. Социальный формат курса, в основе которого находится форум. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей и консультирует их.
- Курс-сообщество. Похожий формат на курс-консультацию, однако на первый план здесь выходит коммуникация слушателей друг с другом. Требуется наличие в курсе модератора, при интенсивном использовании сложен в организации.
- Путеводитель по учебнику. Курс-помощник в работе с определенным учебником. Часто, кроме учебных материалов, в курс включаются с дополнительные задания.
- Курс-экзамен. Технический курс для реализации экзамена или итогового тестирования.
2.4. Оценка объемов работ
При оценке объема работ, которые потребуется выполнить в процессе внедрения, на этапе проектирования обязательно следует четко определить:
- Для какого количества специальностей и курсов будет использоваться среда электронного обучения? Важно внедрить СЭО 3KL плавно в работу учреждения. Например, для ВУЗов, запускать обучение по курсу ежегодно, начиная с первого курса, и постепенно подключать новые программы по мере перехода студентов на следующие курсы. Не рекомендуем вводить систему сразу для всего учреждения: это может быть, во-первых, невыполнимо в нужные сроки (зачастую слишком короткие); а, во-вторых, дорогостояще.
- График обучения и включения в работу преподавателей. Здесь нужно учитывать, какие преподаватели нам понадобятся в первом семестре, какие - во втором и, в соответствии с этим, когда мы должны их проводить их обучение, когда подключить к системе.
- График разработки учебных материалов (подготовка необходимых материалов курса к началу запуска курсов).
- График присоединения слушателей. Следует помнить, что нагрузка на СЭО 3KL определяется не общим количеством зарегистрированных в системе пользователей, а количеством пользователей, присутствующих онлайн, и действиями этих пользователей в системе (чем больше активность, тем больше ресурсов потребуется).
2.5. Расположение курсов
Для удобной навигации и поиска курсов в вашей СЭО 3KL следует заранее определить структуру расположения курсов. Их можно группировать по:
- зоне ответственности (например, для определенной кафедры, которая занимается конкретным набором курсов);
- специальности;
- дисциплине.
2.6. Подготовка учебных материалов
Наполнение курсов учебными материалами может осуществляться несколькими способами:
- Самостоятельное наполнение. Преподаватели сами загружают в курс все необходимые материалы.
- Приобретение готовых учебных материалов. Покупка готового продукта, если он есть — быстрое и качественное решение проблемы наполнения материалами курсов.
- Услуга «Ассистент редактора курса». Помощь преподавателям с иллюстрированием, версткой материалов для курса со стороны компании «Открытые технологии».