1. Общая информация
В вебинаре рассматриваются следующие темы:
- обзор требований ФГОС к компетенциям;
- элементы курса как компетентностно-ориентированные задания для слушателей;
- настройка компетенций в СЭО 3КL.
Дата выхода вебинара |
21.10.2020г. |
Версия системы, на которой был проведен вебинар |
3.9.13b |
Обратите внимание: версия среды электронного обучения, на которой демонстрировался вебинар, на текущий момент, является устаревшей. Интерфейс и функциональные возможности актуальной версии СЭО 3КL могут отличаться от описываемых в статье.
-Вернуться к содержанию-
2. Темы вебинара
Название темы |
Время начала темы в вебинаре |
Описание |
Тематические статьи, вебинары
|
Вступление |
00:00 |
Начало, приветствие Алексея Дьяченко, проверка связи, приветствие Татьяны Шилиной, тема вебинара, особенности построения вебинара |
|
О компетенциях |
04:06 |
Обзор требований ФГОС, понятие компетенции, систематизация компетенций, анализ образовательных стандартов гуманитарного и математического направлений |
Требования ФГОС
Как создать ЭИОС на базе среды электронного обучения «3KL» с учётом ФГОС 3++.
Работа с компетенциями
П. 3.1. Конспекта. Анализ образовательных стандартов гуманитарного и математического направлений
|
Примеры заданий |
10:51 |
Примеры компетентностно-ориентированных заданий, макет курса, виды заданий, карта компетенциий и заданий |
Как происходит обучение в среде электронного обучения 3KL?
Работа с компетенциями:
Элемент курса «Занятие 3КL»
П. 3.2. Конспекта. Примеры компетентностно-ориентированных заданий
|
Настройка |
22:47 |
Настройка компетенций, создание шкалы, фреймворки компетенций, настройка компетенции в курсе, настройка заданий, просмотр глазами пользователя, учебный план |
Обзорный вебинар. Обзор возможностей СЭО Moodle и СЭО 3KL:
Компетенции
Работа с компетенциями
|
-Вернуться к содержанию-
3. Конспекты
3.1. Компетенции в современном образовательном процессе
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) предъявляет определенные требования к организации образовательного процесса. В том числе и к системам дистанционного обучения.
Во ФГОС обозначены основные результаты образования на личностном, метапредметном и предметном уровнях, достижение которых связано с формированием определенных в нормативных документах компетенций.
Компетенции — это навыки и качества, которые формируются в результате прохождения учебного курса.
Принято выделять два основных вида компетенций:
- общекультурные компетенции (ОК)— устойчивые личностные образования, которые влияют на адаптивность выпускника в динамичном течении различных сфер социальной и профессиональной жизни, формируют систему отношений с этими сферами и определяют жизненную позицию человека;
- профессиональные компетенции (ПК)— это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.
-Вернуться к содержанию-
3.1.1. Общекультурные компетенции гуманитарного и технического образования
Общекультурные компетенции могут быть разделены на следующие группы навыков:
- Управленческие навыки - включают такие навыки, как целеполагание, рефлексия, самоконтроль, а так же умение взаимодействовать с командой.
- Учебно- информационные навыки- позволяют самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информацианных технологий.
- Учебно-интеллектуальные навыки - отображают способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний.
Нумерация и описание общекультурных компетенций (ОК) для гуманитарного направления образования (специальность - История) даны в
ПРИКАЗЕ от 16 декабря 2009 г. N 732 (стр. 3-4).
Нумерация и описание общекультурных компетенциий (ОК) для технического направления образования (специальность - Математика) даны в
ПРИКАЗЕ от 13 января 2010 г. N 8 (стр. 3-4).
Вариант распределения общекультурных компетенций для гуманитарного и технического направлений образования:
Навыки |
Гуманитарное образование
|
Техническое образование
|
Управленческие |
- Командное взаимодействие:
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4).
- Саморазвитие:
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18).
|
- Командное взаимодействие (навыки межличностных отношений с готовностью к работе в команде) (ОК-1).
- Саморазвитие:
- способность к самокритике и критике (ОК-5);
- способность использовать правовые и этические норм и использованием их в профессиональной деятельности (ОК-2);
- принятие различий и мультикультурности (ОК-4);
- способность применять знания на практике (ОК-6);
- наличие исследовательских навыков (ОК-7);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).
|
Учебно-информационные |
- Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)
- Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16)
- Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14)
- Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13)
- Имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15)
|
- Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8)
- Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственных интересов и приоритетов (ОК-9)
- Навыки работы с компьютером (ОК-12)
- Базовые знания в областях информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-13)
|
Учебно-интеллектуальные |
- Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)
- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
- Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17)
|
- Способность к письменной и устной коммуникации на русском языке (ОК-15)
- Умение находить, анализировать и контекстно обрабатывать научно-техническую информацию (ОК-10)
- Способность к анализу и синтезу (ОК-14)
- Владение иностранным языком (ОК-16)
|
-Вернуться к содержанию-
3.1.2. Профессиональные компетенции гуманитарного и технического образования
Вариант распределения профессиональных компетенций для гуманитарного (история) и технического направлений образования:
Вид деятельности
|
Гуманитарное образование
|
Техническое образование
|
Научно-исследовательская и научно-изыскательская деятельность |
- Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4)
- Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5)
- Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)
- Способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7)
- Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8)
- Способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9)
- Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10)
|
- Определение общих форм, закономерностей и инструментальных средств отдельной предметной области (ПК-1)
- Умение понять поставленную задачу (ПК-2)
- Умение формулировать результат (ПК-3)
- Умение строго доказать утверждение (ПК-4)
- Умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат (ПК-5)
- Умение самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата (ПК-6)
- Умение грамотно пользоваться языком предметной области (ПК-7)
- Умение ориентироваться в постановках задач (ПК-8)
- Знание корректных постановок классических задач (ПК-9)
- Понимание корректности постановок задач (ПК-10)
- Самостоятельное построение алгоритма и его анализ (ПК-11)
- Понимание того, что фундаментальное знание является основой компьютерных наук (ПК-12)
- Глубокое понимание сути точности фундаментального знания (ПК-13)
- Контекстная обработка информации (ПК-14)
- Способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления (ПК-15)
- Выделение главных смысловых аспектов в доказательствах (ПК-16)
- Умение извлекать полезную научно-техническую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов, сети Интернет (ПК-17)
- Умение публично представить собственные и известные научные результаты (ПК-18)
|
Преподавательская деятельность |
- Умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11)
|
- Умение точно представить математические знания в устной форме (ПК-27)
- Владение основами педагогического мастерства (ПК-28)
- Возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования (ПК-29)
|
Организационно-управленческая деятельность |
- Способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12)
- Способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13)
|
- Владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере (ПК-24)
- Умение самостоятельно математически корректно ставить естественно-научные и инженерно-физические задачи (ПК-25)
- Обретение опыта самостоятельного различения типов знания (ПК-26)
|
Другие виды деятельности |
Культурно-просветительская деятельность:
- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).
Экспертно-аналитическая деятельность:
- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
|
Производственно-технологическая деятельность:
- владение методом алгоритмического моделирования при анализе постановок математических задач (ПК-19);
- владение методами математического и алгоритмического моделирования при решении прикладных задач (ПК-20);
- владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе теоретических проблем и задач (ПК-21);
- владение проблемно-задачной формой представления математических знаний (ПК-22);
- владение проблемно-задачной формой представления естественнонаучных знаний (ПК-23).
|
Нумерация и описание профессиональных компетенций (ПК) для гуманитарного направления образования (специальность - История) даны в
ПРИКАЗЕ от 16 декабря 2009 г. N 732 (стр. 4).
Нумерация и описание профессиональных компетенциий (ПК) для технического направления образования (специальность - Математика) даны в
ПРИКАЗЕ от 13 января 2010 г. N 8. (стр. 4).
-Вернуться к содержанию-
3.2. Примеры настроенных компетентностно-ориентированных элементов курса
В качестве примера курса, на котором реализован компетентностно-ориентированный подход, на демо-стенде был создан курс «Н-ский язык. От А до Я». Элементы курса, представленные здесь, являются компетентностно-ориентированными.
1) Программа изучения модуля (используется элемент курса «Страница»).
Программа изучения модуля - это подробный план изучения модуля, составленный преподавателем.
Содержит:
- программу прохождения курса/модуля, с акцентом внимания на задачах обучающихся;
- перечень обязательных для выполнения студентом заданий;
- список ресурсов, способный оказать помощь в выполнении заданий;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента;
- дедлайн.
Компетенция: управленческая.
2) Личный план работы студента (используется элемент курса «Задание»).
Личный план работы студента (индивидуальный учебный план) - документ студента, который содержит информацию о перечне, технологиях обучения, основании включения в личный план сроках изучения и прохождения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и иным видам учебной работы обязательной части учебного плана образовательной программы и выбранных для освоения иных дисциплин и модулей, объеме учебной нагрузки студента и наличии промежуточной аттестации по каждой дисциплине.
Задание, в котором студенту необходимо спроектировать свою деятельность - заполнить шаблон, опираясь на программу изучения модуля.
Содержит:
- распределение заданий от преподавателя по дням их изучения;
- возможность добавить новые ресурсы, способные оказать помощь в выполнении заданий.
Компетенции: управленческая, интеллектуальная.
3) Отчет о выполнении "Личного плана работы студента" (используется элемент курса «Задание»).
Студенту предстоит проанализировать собственную самостоятельную деятельность в рамках модуля курса.
Содержит:
- информацию о планируемых и фактических датах выполнения заданий;
- предложение новых ресурсов, способных оказать помощь в выполнении заданий;
- обоснование необходимости использования предложенных ресурсов.
Студент, оттолкнувшись от "Личного плана работы", должен заполнить отчет о проделанной работе. Важно установить четкие критерии оценивания. Каждый шаг студента превращен в балл. Это упрощает итоговое оценивание работ студента.
Компетенции: управленческая, информационная, интеллектуальная.
4) Форум (используется элемент курса «Форум»).
Студенту предстоит выполнить задание с элементами творческого восприятия.
Содержит:
- подробное описание задания;
- рекомендации по оформлению ответа;
- критерии оценивания.
Компетенции: управленческая, интеллектуальная.
5) Лекция (используется элемент курса «Лекция»).
Студенту предстоит изучить лекцию, особенность которой состоит в том, что студент может выбрать путь и темп изучения лекции. Главное условие - ответ на все контрольные вопросы лекции.
Содержит:
- темы лекции;
- навигацию по лекции;
- контрольные вопросы;
- индикатор выполнения.
Компетенции: интеллектуальная, управленческая, информационная.
6) Визуальный конспект Лекции (используется элемент курса «Форум»).
Визуальный конспект лекции (скетчноутинг) — это иллюстрированный конспект, в котором используются схемы, короткие записи и простые рисунки.
Студенту предстоит написать и оформить конспект пройденной ранее лекции.
Содержит:
- подробное описание задания;
- правила и критерии оценивания.
Компетенции: интеллектуальная, управленческая.
7) Рефлексия (используется элемент курса «Обратная связь»).
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
Студенту предстоит ответить на несколько вопросов, проанализировать свою деятельность.
Содержит вопросы для самоанализа.
Компетенция: управленческая.
-Вернуться к содержанию-
Теги:
вебинар,
видео,
компетенции,
ФГОС