Вебинар #43. Компетентностная модель обучения на базе Moodle с учетом требований ФГОС

Илона Иванова
09.23.24

1. Общая информация

В вебинаре рассматриваются следующие темы:

  • обзор требований ФГОС к компетенциям;
  • элементы курса как компетентностно-ориентированные задания для слушателей;
  • настройка компетенций в СЭО 3КL.
Дата выхода вебинара 21.10.2020г.
Версия системы, на которой был проведен вебинар 3.9.13b
Обратите внимание: версия среды электронного обучения, на которой демонстрировался вебинар, на текущий момент, является устаревшей. Интерфейс и функциональные возможности актуальной версии СЭО 3КL могут отличаться от описываемых в статье.

-Вернуться к содержанию-

2. Темы вебинара

Название темы Время начала темы в вебинаре Описание Тематические статьи, вебинары
Вступление 00:00 Начало, приветствие Алексея Дьяченко, проверка связи, приветствие Татьяны Шилиной, тема вебинара, особенности построения вебинара  
О компетенциях 04:06 Обзор требований ФГОС, понятие компетенции, систематизация компетенций, анализ образовательных стандартов гуманитарного и математического направлений

Требования ФГОС

Как создать ЭИОС на базе среды электронного обучения «3KL» с учётом ФГОС 3++.

Работа с компетенциями

П. 3.1. Конспекта. Анализ образовательных стандартов гуманитарного и математического направлений

Примеры заданий 10:51 Примеры компетентностно-ориентированных заданий, макет курса, виды заданий, карта компетенциий и заданий

Как происходит обучение в среде электронного обучения 3KL?

Работа с компетенциями:

Элемент курса «Занятие 3КL»

П. 3.2. Конспекта. Примеры компетентностно-ориентированных заданий

Настройка 22:47 Настройка компетенций, создание шкалы, фреймворки компетенций, настройка компетенции в курсе, настройка заданий, просмотр глазами пользователя, учебный план

Обзорный вебинар. Обзор возможностей СЭО Moodle и СЭО 3KL:

Компетенции

Работа с компетенциями

-Вернуться к содержанию-

3. Конспекты

3.1. Компетенции в современном образовательном процессе

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) предъявляет определенные требования к организации образовательного процесса. В том числе и к системам дистанционного обучения.

Во ФГОС обозначены основные результаты образования на личностном, метапредметном и предметном уровнях, достижение которых связано с формированием определенных в нормативных документах компетенций.

Компетенции — это навыки и качества, которые формируются в результате прохождения учебного курса.

Принято выделять два основных вида компетенций:

  • общекультурные компетенции (ОК)— устойчивые личностные образования, которые влияют на адаптивность выпускника в динамичном течении различных сфер социальной и профессиональной жизни, формируют систему отношений с этими сферами и определяют жизненную позицию человека;
  • профессиональные компетенции (ПК)это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.

-Вернуться к содержанию-

3.1.1. Общекультурные компетенции гуманитарного и технического образования

Общекультурные компетенции могут быть разделены на следующие группы навыков:

  • Управленческие навыки - включают такие навыки, как целеполагание, рефлексия, самоконтроль, а так же умение взаимодействовать с командой.
  • Учебно- информационные навыки- позволяют самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информацианных технологий.
  • Учебно-интеллектуальные навыки - отображают способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний.
Нумерация и описание общекультурных компетенций (ОК) для гуманитарного направления образования (специальность - История) даны в ПРИКАЗЕ от 16 декабря 2009 г. N 732 (стр. 3-4).
Нумерация и описание общекультурных компетенциий (ОК) для технического направления образования (специальность - Математика) даны в ПРИКАЗЕ от 13 января 2010 г. N 8 (стр. 3-4).

Вариант распределения общекультурных компетенций для гуманитарного и технического направлений образования:

Навыки Гуманитарное образование
Техническое образование
Управленческие
  • Командное взаимодействие:
    • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
    • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4).
  • Саморазвитие:
    • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);
    • способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
    • способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
    • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
    • использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
    • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18).
  • Командное взаимодействие (навыки межличностных отношений с готовностью к работе в команде) (ОК-1).
  • Саморазвитие:
    • способность к самокритике и критике (ОК-5);
    • способность использовать правовые и этические норм и использованием их в профессиональной деятельности (ОК-2);
    • принятие различий и мультикультурности (ОК-4);
    • способность применять знания на практике (ОК-6);
    • наличие исследовательских навыков (ОК-7);
    • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).
Учебно-информационные
  • Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)
  • Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16)
  • Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14)
  • Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13)
  • Имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15)
  • Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8)
  • Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственных интересов и приоритетов (ОК-9)
  • Навыки работы с компьютером (ОК-12)
  • Базовые знания в областях информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-13)
Учебно-интеллектуальные
  • Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)
  • Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
  • Владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17)
  • Способность к письменной и устной коммуникации на русском языке (ОК-15)
  • Умение находить, анализировать и контекстно обрабатывать научно-техническую информацию (ОК-10)
  • Способность к анализу и синтезу (ОК-14)
  • Владение иностранным языком (ОК-16)

-Вернуться к содержанию-

3.1.2. Профессиональные компетенции гуманитарного и технического образования

Вариант распределения профессиональных компетенций для гуманитарного (история) и технического направлений образования:

Вид деятельности
Гуманитарное образование
Техническое образование
Научно-исследовательская и научно-изыскательская деятельность
  • Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4)
  • Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5)
  • Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)
  • Способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7)
  • Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8)
  • Способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9)
  • Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10)
  • Определение общих форм, закономерностей и инструментальных средств отдельной предметной области (ПК-1)
  • Умение понять поставленную задачу (ПК-2)
  • Умение формулировать результат (ПК-3)
  • Умение строго доказать утверждение (ПК-4)
  • Умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат (ПК-5)
  • Умение самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата (ПК-6)
  • Умение грамотно пользоваться языком предметной области (ПК-7)
  • Умение ориентироваться в постановках задач (ПК-8)
  • Знание корректных постановок классических задач (ПК-9)
  • Понимание корректности постановок задач (ПК-10)
  • Самостоятельное построение алгоритма и его анализ (ПК-11)
  • Понимание того, что фундаментальное знание является основой компьютерных наук (ПК-12)
  • Глубокое понимание сути точности фундаментального знания (ПК-13)
  • Контекстная обработка информации (ПК-14)
  • Способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления (ПК-15)
  • Выделение главных смысловых аспектов в доказательствах (ПК-16)
  • Умение извлекать полезную научно-техническую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов, сети Интернет (ПК-17)
  • Умение публично представить собственные и известные научные результаты (ПК-18)
Преподавательская деятельность
  • Умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11)
  • Умение точно представить математические знания в устной форме (ПК-27)
  • Владение основами педагогического мастерства (ПК-28)
  • Возможность преподавания физико-математических дисциплин и информатики в средней школе и средних специальных образовательных учреждениях на основе полученного фундаментального образования (ПК-29)
Организационно-управленческая деятельность
  • Способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12)
  • Способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13)
  • Владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере (ПК-24)
  • Умение самостоятельно математически корректно ставить естественно-научные и инженерно-физические задачи (ПК-25)
  • Обретение опыта самостоятельного различения типов знания (ПК-26)
Другие виды деятельности

Культурно-просветительская деятельность:


  • способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).

Экспертно-аналитическая деятельность:

  • способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
Производственно-технологическая деятельность:
  • владение методом алгоритмического моделирования при анализе постановок математических задач (ПК-19);
  • владение методами математического и алгоритмического моделирования при решении прикладных задач (ПК-20);
  • владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе теоретических проблем и задач (ПК-21);
  • владение проблемно-задачной формой представления математических знаний (ПК-22);
  • владение проблемно-задачной формой представления естественнонаучных знаний (ПК-23).
Нумерация и описание профессиональных компетенций (ПК) для гуманитарного направления образования (специальность - История) даны в ПРИКАЗЕ от 16 декабря 2009 г. N 732 (стр. 4).
Нумерация и описание профессиональных компетенциий (ПК) для технического направления образования (специальность - Математика) даны в ПРИКАЗЕ от 13 января 2010 г. N 8. (стр. 4).

-Вернуться к содержанию-

3.2. Примеры настроенных компетентностно-ориентированных элементов курса

В качестве примера курса, на котором реализован компетентностно-ориентированный подход, на демо-стенде был создан курс «Н-ский язык. От А до Я». Элементы курса, представленные здесь, являются компетентностно-ориентированными.

1) Программа изучения модуля (используется элемент курса «Страница»).

Программа изучения модуля - это подробный план изучения модуля, составленный преподавателем.

Содержит:

  • программу прохождения курса/модуля, с акцентом внимания на задачах обучающихся;
  • перечень обязательных для выполнения студентом заданий;
  • список ресурсов, способный оказать помощь в выполнении заданий;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента;
  • дедлайн.

Компетенция: управленческая.

2) Личный план работы студента (используется элемент курса «Задание»).

Личный план работы студента (индивидуальный учебный план) - документ студента, который содержит информацию о перечне, технологиях обучения, основании включения в личный план сроках изучения и прохождения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и иным видам учебной работы обязательной части учебного плана образовательной программы и выбранных для освоения иных дисциплин и модулей, объеме учебной нагрузки студента и наличии промежуточной аттестации по каждой дисциплине.

Задание, в котором студенту необходимо спроектировать свою деятельность - заполнить шаблон, опираясь на программу изучения модуля.

Содержит:

  • распределение заданий от преподавателя по дням их изучения;
  • возможность добавить новые ресурсы, способные оказать помощь в выполнении заданий.

Компетенции: управленческая, интеллектуальная.

3) Отчет о выполнении "Личного плана работы студента" (используется элемент курса «Задание»).

Студенту предстоит проанализировать собственную самостоятельную деятельность в рамках модуля курса.

Содержит:

  • информацию о планируемых и фактических датах выполнения заданий;
  • предложение новых ресурсов, способных оказать помощь в выполнении заданий;
  • обоснование необходимости использования предложенных ресурсов.

Студент, оттолкнувшись от "Личного плана работы", должен заполнить отчет о проделанной работе. Важно установить четкие критерии оценивания. Каждый шаг студента превращен в балл. Это упрощает итоговое оценивание работ студента.

Компетенции: управленческая, информационная, интеллектуальная.

4) Форум (используется элемент курса «Форум»).

Студенту предстоит выполнить задание с элементами творческого восприятия.

Содержит:

  • подробное описание задания;
  • рекомендации по оформлению ответа;
  • критерии оценивания.

Компетенции: управленческая, интеллектуальная.

5) Лекция (используется элемент курса «Лекция»).

Студенту предстоит изучить лекцию, особенность которой состоит в том, что студент может выбрать путь и темп изучения лекции. Главное условие - ответ на все контрольные вопросы лекции.

Содержит:

  • темы лекции;
  • навигацию по лекции;
  • контрольные вопросы;
  • индикатор выполнения.

Компетенции: интеллектуальная, управленческая, информационная.

6) Визуальный конспект Лекции (используется элемент курса «Форум»).

Визуальный конспект лекции (скетчноутинг) — это иллюстрированный конспект, в котором используются схемы, короткие записи и простые рисунки.

Студенту предстоит написать и оформить конспект пройденной ранее лекции.

Содержит:

  • подробное описание задания;
  • правила и критерии оценивания.

Компетенции: интеллектуальная, управленческая.

7) Рефлексия (используется элемент курса «Обратная связь»).

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Студенту предстоит ответить на несколько вопросов, проанализировать свою деятельность.

Содержит вопросы для самоанализа.

Компетенция: управленческая.

-Вернуться к содержанию-

Теги: вебинар, видео, компетенции, ФГОС
Рейтинг ответа: 0 (0 оценок)

Комментарии запрещены